21.03.13 10:58:00
Фотографии можно посмотреть здесь
Эксперты прогнозируют в 2013 году рост рынка автокредитования и лизинга, расширение партнерских программ с автопроизводителями и дилерами и солидные скидки. Однако докризисного уровня продаж авторынок в 2013 году так и не достигнет. Об этом заявили участники пресс-конференции «Авторынок Петербурга. Кредитование и лизинг», проведенной Агентством Бизнес Новостей совместно с «TT Finance» 19 марта 2013 года.
По словам Игоря Макарова, начальника сектора по работе с автодилерами Северо-Западного банка Сбербанка России, прошедший год был успешным. Портфель автокредитов увеличился на 1 млрд рублей, а по итогам года Сбербанк занял 1 место среди российских банков. В частности, в Северо-Западном банке Сбербанка в 2012 году рост объемов по сравнению с 2011-м составил 30% при запланированных 15%, банк выдал автокредитов на 8,5 млрд рублей. В Сбербанке уверены: таких результатов удалось достичь благодаря активной работе с производителями и автодилерами. «У нас на рынке одни из самых эффективных программ с массовыми брендами, такими как Volkswagen, Skoda, Opel, Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai, Kia и ВАЗ», - заявил И.Макаров. В 2013 году Северо-Западный банк планирует увеличить свою долю на рынке автокредитования и прогнозирует 15% рост объемов по отношению к 2012 году. Столь радужные прогнозы банка основаны на либерализации условий на автокредиты (с 1 марта 2013 года ставки на автокредиты снижены на 1 п.п.), повышению уровня сервиса и расширению партнерских программ. И.Макаров уточнил, что сегодня скидки по спецпрограммам доходят до 6 % от стоимости автомобиля (до 150 тыс. рублей) и могут полностью компенсировать проценты по кредиту. По словам И.Макарова, в Сбербанке чаще всего берут кредиты на покупку автомобилей Volkswagen (20%), Skoda, Opel, Chevrolet (доля этих марок составляет 10-12% в общем объеме автокредитов), Hyundai и Kia (по 9 %). Доля отечественных автомобилей занимает около 5% кредитного портфеля. Средняя сумма кредита составляет 500 тыс. рублей. Тенденцию расширения партнерских программ с автопроизводителями подтвердил и Даниил Макаршин, Руководитель Центра автокредитования ВТБ24 в Санкт-Петербурге. «В 2013 году работа с производителями будет для нас приоритетным направлением. С января 2013 года ВТБ24 предлагает своим клиентам совместную кредитную программу «Chevrolet Finance», предусматривающую привлекательные условия приобретения новых легковых автомобилей марки Chevrolet в кредит. На сегодня в ВТБ24 действуют специальные программы с производителями таких марок, как Hyundai, Jaguar, Land Rover, KIA, АвтоВАЗ, Mitsubishi, Sollers, Suzuki, АвтоГАЗ, Chevrolet.» По словам Д. Макаршина, в 2011 году доля спец. программ в портфеле автокредитов составляла 30%, в 2012 году она выросла до 50%, а за первые 2 месяца текущего года достигла 60%. Он также сообщил, что в 2012 году объем автокредитования увеличился на 50% относительно 2011-го, и в Санкт-Петербурге банк выдал на покупку авто 6,4 млрд. рублей. В 2013 году ВТБ24 планирует увеличить объем автокредитования до 8 млрд. рублей. Д.Макаршин уточнил, что процентные ставки по автокредитам в Санкт-Петербурге варьируются в пределах 13-17% годовых по программам Автостандарт и АвтоЛайт на новые автомобили, а первоначальный взнос составляет не менее 15% от стоимости автомобиля.
Рост объемов автокредитования подтвердила и Нонна Шалина, директор по развитию сети автосалонов Eastcom, однако приведенные ею цифры были куда скромнее. Напомним, ТД «ИСТКОМ» (Eastcom) - официальный дилер компаний Chery, Geely, UZ-Daewoo, ТагАЗ и ЗАЗ в Санкт-Петербурге. В 2011 году компания продала в кредит 39,5% реализованных автомобилей, в 2012-м - 44%, т. е. на 5% больше. По ее словам, резкое падение продаж началось в ноябре прошлого года, до этого времени продажи шли с 10-процентным опережением по отношению к 2011 году. Эксперт связывает это с ростом предложений в эконом-сегменте. Многие дилеры автомобилей премиум-класса стали привозить в РФ бюджетные модели. Она также напомнила, что до мирового кризиса 2008 года Eastcom продавал в кредит до 75 % реализованных автомобилей. В связи с тем, что явных тенденций к резкому росту авторынка нет, в 2013 году Eastcom планирует рост продаж в пределах 15%. «Даже если мы будем продавать 60% автомобилей в кредит, как планируют банки, на докризисные объемы все равно не выйдем», - констатировала эксперт.
Александр Холодов, член координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора», объяснил медленное восстановление авторынка неготовностью покупателей к ужесточению условий кредитования. Он напомнил, что до кризиса 2008 года автокредиты раздавались банками направо и налево: любой мог купить машину в кредит с нулевым первоначальным взносом под 12 % годовых, предъявив один лишь паспорт. Теперь таких предложений на рынке нет. Средняя ставка по автокредитам в Санкт-Петербурге колеблется в пределах 14-15%. К тому же банки накопили за годы кризиса длинные «черные списки» заемщиков и требуют от клиентов подтверждения их платежеспособности. Покупатели к этому не готовы. Так что докризисной идиллии пока не получается: клиенты привередничают, банки осторожничают.
Н.Шалина также отметила рост спроса на приобретение бюджетных автомобилей в лизинг для корпоративных целей. По ее словам, в 2011 году в ТД «ИСТКОМ» в лизинг приобреталось 2% автомашин, в 2012-м — 6%. В текущем году компания планирует довести долю лизинговых сделок в общем объеме реализации до 10%.
По словам Сергея Иванова, директора филиала ООО «РЕСО-Лизинг» в Санкт-Петербурге, рост лизингового рынка Санкт-Петербурга в 2012 году составил около 50%. На рынке работает огромное число компаний, однако две трети рынка приходится на долю 4-х игроков: «Каркаде», «Европлан», «Веб-Лизинг» и «РЕСО-Лизинг». Эксперт сообщил, что в прошлом году прирост портфеля компании «РЕСО-Лизинг» составил 52% против ожидаемых 30%. Такой результат был обеспечен за счет притока новых клиентов, упрощения процедуры оформления сделок, повышения лимитов и скидок от дилеров. Когда в 4-м квартале наметилось падение в премиум-сегменте, дилеры, чтобы продать склад и получить квоты на 2013 год, давали скидки до 30%. Как отметил С.Иванов, сегодня Санкт-Петербурге лимит на одного потенциального лизингового получателя легкового автотранспорта составляет 9 млн рублей. В эту сумму попадает любой легковой автомобиль. Сделки проводятся на основании скоринговой системы в течение 1 рабочей недели. Эксперт уточнил, что около 65% портфеля компании приходится на легковой автотранспорт. Чаще всего фирмы берут в лизинг автомобили Toyota, Mercedes, Mitsubishi и Ford. Средняя стоимость сделки в этом сегменте в 2012 году составляет 1,2 млн рублей. В месяц проходит до 50 сделок по легковому автотранспорту. Оставшиеся 25% портфеля компании приходится на оборудование, грузовую и спецтехнику, в том числе для лесного хозяйства Карелии. Иванов сообщил, что они работают со всеми регионами РФ, кроме Чечни и Ингушетии. Под юрисдикцию петербургского филиала подпадают такие регионы как Псков, Новгород, Петрозаводск, Архангельск и Мурманск. «В текущем году мы планируем прирост на уровне 30%», - добавил эксперт. Что касается рынка в целом, то, по словам С.Иванова, лизинговые компании прогнозируют рост от 20% до 30% .
В пресс-конференции участвовали: 1.Макаров Игорь Александрович, начальник сектора по работе с автодилерами Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России»; 2. Макаршин Даниил Александрович, начальник центра автокредитования ВТБ24 в Санкт-Петербурге; 3. Иванов Сергей Викторович, директор филиала ООО «РЕСО-Лизинг» в Санкт-Петербурге; 4. Шалина Нонна Семеновна, директор по развитию сети автосалонов Eastcom;
5. Холодов Александр Львович, член координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора».
|