05.12.14 00:36:00
1. Надежды рынка на экономическую повестку дня не оправдались. Президент затронул вопросы экономической политики, однако сами предложения в этой области были противоречивыми. В своем выступлении президент озвучил три ключевых предложения: 1) заморозить налоговую нагрузку на бизнес на ближайшие 4 года, 2) ввести 3-летние "надзорные каникулы" для малого бизнеса, 3) обеспечить полную амнистию (налоговую и юридическую) офшорного капитала при условии его возвращения в Россию. ─ Хотя первый пункт крайне важен для снижения уровня неопределенности в экономике, президент не коснулся вопроса о том, как Минфин планирует финансировать социальные обязательства и рост оборонных расходов, что ставит под сомнение жизнеспособность данных предложений. ─ Предложение ввести налоговые каникулы для малого бизнеса, по мнению президента, должно распространяться только на те компании, у которых за последние три года не выявлено никаких нарушений. Следовательно, это предложение вряд ли подойдет для большинства компаний среднего и малого бизнеса. ─ Идея налоговой и юридической амнистии капитала при условии его возращения с офшоров привлекательна, в основном, для грязных денег; едва ли она будет способствовать масштабному притоку капитала без улучшения экономической обстановки. В целом все три предложения президента были бы восприняты позитивно в обычной ситуации. Однако в обстановке стагнации российской экономики и ухудшения мировой конъюнктуры их не достаточно для того, чтобы преодолеть масштаб глобальных рисков. 2. Выступление Владимира Путина оказалось весьма обнадеживающим для команды ЦБ, так как президент еще раз поддержал ориентацию ЦБ на повышение стабильности банковского сектора и подчеркнул важность инфляционного таргетирования. Для нас это позитивный знак, который говорит в пользу того, что регулятор пока сохраняет маневр для дополнительного повышения ставок. В то же время президент подчеркнул, что текущее ослабление рубля является следствием спекуляций на рынке и потребовал от ЦБ действий по борьбе с этим трендом, что говорит о том, что у президента нет достаточно веских экономических аргументов, чтобы заставить валютный рынок изменить отношение к рублю. 3. Большая часть выступления была посвящена предложениям по использованию инструментов господдержки в российской промышленности, что указывает на то, что правительство будет опираться на частные решения отдельных задач, а не на реформы, ориентированные на рынок. 4. Первая часть выступления была посвящена внешней политике и имела весьма агрессивную направленность как в отношении ЕС, так и США, что никак не способствует ослаблению геополитической напряженности в связи с событиями в Украине. В этом контексте ориентация на рыночную экономику идет вразрез с внешнеполитической позицией президента и, судя по всему, именно по этой причиной выступление президента не впечатлило рынок. 5. Дополнительным фактором, негативно повлиявшим на настроение рынка, стала новость о террористической атаке в Грозном. В итоге, отсутствие неожиданных позитивных заявлений Владимира Путина в сочетании с негативным новостным фоном предопределили продолжающееся сегодня ослабления рубля. Хотя до выступления президента рубль торговался в диапазоне 52-53 руб./$, сейчас курс составляет 53-54 руб./$, и волатильность остается высокой. |