18.01.16 22:40:00
Снятие санкций с Ирана вызвало новый виток снижения нефтяных цен и курса рубля
Иран снял с себя оковы международных санкций и приступил к борьбе за возвращение на мировой рынок сырья. Нефть тут же рефлекторно опустилась ниже 28 долларов за баррель Brent. Биржи нефтяных стран синхронно дрогнули, доллар легко взял высоту в 79 рублей, а официальный курс ЦБ на вторник прибавил более двух рублей. Но "черного понедельника" все ж таки не случилось.
Поставки из Ирана будут здорово давить на нефтяные цены вниз, но по своему значению в обозримом будущем не перекроют фактор Китая, считают эксперты "РГ". Выход Ирана на мировой рынок сырья в качестве полноценного игрока был предсказуем и уже во многом заложен в цены нефти и курсы валют. Впрочем, есть еще большая интрига, как быстро Иран сможет нарастить объемы добычи и почем будет предлагать свою нефть, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Иран никто, кроме аналитиков, на рынке сырья не ждет, поскольку предложение нефти значительно (сейчас на 1,5 миллиона баррелей в сутки) опережает спрос. Чтобы отвоевать свою долю рынка, он будет продавать сырье со скидкой в два доллара с барреля, в Европе иранская нефть начнет конкурировать с российской. Вместе с тем заявления Ирана о готовности нарастить добычу на миллион баррелей в сутки в течение 6-7 месяцев скорее рассчитаны на соседей по Персидскому заливу и коллег по ОПЕК. Битва пойдет за Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, а также за Европу, где доля Ирана до "ядерных" санкций составляла свыше 40 процентов импорта. К встрече картеля в июне Иран сумеет нарастить добычу на 0,5 миллиона баррелей в сутки, а во втором полугодии - еще на полмиллиона. 1,8 миллиона баррелей в день - на столько добыча в странах ОПЕК в 2015 году превышала квоту, которую сам же нефтяной картель установил для своих членов. За это время Иран распродаст запасы и возобновит разработку законсервированных месторождений, отмечает Сергей Пикин. Тогда-то в июне ОПЕК придется все-таки принять какое-то решение по своим квотам - в декабре организация не сделала этого во многом потому, что не понимала, как скоро иранская нефтяная промышленность сможет выйти на полную мощность. Эксперт сомневается, что ОПЕК найдет в себе силы принять решение по квотам ранее июня, на внеочередном заседании.
Решение это будет нетривиальным, поскольку если ОПЕК захочет остановить спад цен, кому-то из членов картеля придется сильно ограничить аппетиты. Как сообщил в понедельник секретариат ОПЕК, по итогам 2015 года добыча членов организации составила 31,8 миллиона баррелей в день, то есть приняла неконтролируемый характер. И это еще без иранской нефти. Действующие квоты ограничивают выпуск нефти стран - членов организации экспортеров нефти 30 миллионами баррелей в сутки. Главным сторонником сохранения высокого уровня добычи в ОПЕК является Саудовская Аравия. Сам факт возвращения Ирана на мировой нефтяной рынок в качестве полноценного игрока будет давать о себе знать еще в течение недели, но в обозримой перспективе на первый план опять выйдут "проблемы роста" Китая, главного растущего потребителя нефти, считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. В первую очередь надо будет следить за макроэкономической статистикой оттуда: признаки стабилизации в Поднебесной могут "развернуть" рынки, дать некоторое улучшение по нефти, а значит, и по рублю, надеется Лисоволик. Но, обращает он внимание, китайский фактор, в отличие от иранского, гораздо менее предсказуем и чреват большими проблемами. Первоначальная острая реакция рынков "на Иран" уже в понедельник смягчилась. Основной индикатор Московской фондовой биржи (индекс ММВБ) открылся падением ниже круглой отметки 1600 пунктов, но затем перешел к небольшому росту. Падение индекса РТС было достаточно умеренным, а к середине дня и вовсе сошло к нулю. Баррель Brent на лондонской бирже ICE вернулся выше уровня в 29 долларов. Так что в целом говорить о какой-то обостренной реакции на возвращение Ирана нельзя, считает Ярослав Лисоволик. Доллар и евро прибавили к рублю по одному проценту, но это укладывается в уже ставшие обыденными ежедневные колебания валют.
Укрепление рубля произойдет, когда цены на нефть вернутся к уровню 50-60 долларов за баррель. Это возможно через 2-3 года, дал прогноз вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью Bloomberg TV в рамках Азиатского финансового форума в Гонконге. Он также рассказал, что Россия потеряла из-за санкций с начала прошлого года 0,5 процента ВВП, а из-за снижения стоимости нефти - 3 процента. А министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что стабилизация рынка нефти наступит к концу первого квартала. Дальше начнется рост цен, который станет одним из факторов укрепления рубля. Пока же цена нефти из Северной Дакоты упала ниже нуля - один из трейдеров запросил 50 центов за "покупку" барреля этой высокосернистой нефти, сообщило агентство Bloomberg. Дорогостоящая сланцевая добыча в США и Канаде споткнулась о низкие цены. Из-за этого ОПЕК теперь ожидает сокращения добычи в странах, не входящих в картель, на 660 тысяч баррелей в сутки в 2016 году.
Биржи
Информация о том, что Иран выполнил все предусмотренные венскими соглашениями условия и теперь с него снимут санкции, тут же отразилась на мировых рынках. В первую очередь это коснулось биржи Саудовской Аравии - ее индекс Tadawul снизился на 6,5 процента еще за день до объявления об ослаблении ограничений для Тегерана и до сих пор отыграл обратно лишь 0,54 процента. Между тем именно Саудовская фондовая биржа - главный показатель финансового здоровья среди арабских монархий Персидского залива. Другие биржи этого региона также просели очень заметно: Катар - на 7,2 процента, ОАЭ - на 6,4 процента, Оман и Кувейт - на 3 процента. Что касается цен на нефть, то по состоянию на 18 января они продолжили падение: фьючерсы марки Brent с поставкой в марте подешевели на 3,5 процента, а WTI - на 2,3 процента. Но вряд ли тут можно говорить о прямой зависимости от снятия санкций. Более вероятно, что сыграл роль целый ряд обстоятельств, в числе которых значительные объемы добычи монархиями Персидского залива. Впрочем, полностью сбрасывать со счетов иранский фактор тоже не стоит. Проблема заключается в том, что никто не знает, чего ждать от Ирана. Сам Тегеран заявляет, что намерен выйти на мировой рынок, нарастив добычу на 500 тысяч баррелей в сутки. Теоретически иранская сторона в состоянии предложить на продажу большое количество нефти. За время санкций, ограничивающих торговлю, Тегеран забил под завязку не только все наземные хранилища, но и несколько десятков танкеров. Правда, посол Ирана в Москве Мехди Санаи заявил, что "снятие санкций не окажет влияние на цену нефти. Но их отмена разблокирует денежные средства и откроет возможности для ранее согласованных проектов РФ и Ирана". Однако средства будут разблокированы не все и не сразу. При этом бюджет Ирана, вступающий в силу с 31 марта, базируется на цене 35 долларов за баррель. Захочет ли Тегеран продавать свои запасы по нынешним ценам, наращивая объемы и еще больше опуская рынок? Министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ан-Нуайми объяснил нынешнее состояние рынка "флуктуациями". "На нефтяном рынке периодически бывают периоды нестабильности, ценовые флуктуации, и сейчас один из таких циклов. Но я верю в возвращение стабильности, в рост цен на нефть и сотрудничество между ведущими производителями нефти", заявил ан-Нуайми. Однако называть какие-то сроки с учетом иранского фактора сложно.
Источник |