17.09.07 00:00:00
Альфа-Банк анонсировал масштабную программу по кредитованию малого и среднего бизнеса. Банк намерен поставить этот процесс на поток по аналогии с системой кредитования физлиц — сделать это позволит скоринговая система, оценивающая платежеспособность заемщика. Участники рынка считают, что кредитование этого сектора в обозримом будущем займет нишу, сопоставимую по размеру с рынком потребкредитования. Предварительное решение о выдаче займа будет приниматься сразу после посещения кредитным экспертом места ведения бизнеса клиента. «Банк не будет требовать предоставления ТЭО и бизнес-планов, достаточно предоставить учредительные и финансовые документы, — сообщил B&FM директор по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-Банка Чаба Зентаи. — Кредитный процесс имеет высокую степень автоматизации — сделки заводятся в программный комплекс, который позволяет отслеживать все этапы, от расчета финансовых показателей заемщика до решения о предоставлении кредита. Скоринговая процедура, оценивающая основные характеристики клиента, также автоматизирована. Такой „кредитный конвейер“ позволяет ускорить процесс». Альфа-Банк готов выдавать ссуды на суммы до 78 млн руб. сроком до пяти лет в четырех форматах: разового кредита, кредитной линии, банковской гарантии либо непокрытого аккредитива. Стоимость ссуд — от 11% до 21% годовых в зависимости от суммы, сроков и валюты кредита. До конца года банк намерен реализовывать новую программу в пилотном режиме в Москве и Московской области, а со следующего года распространит ее действие на все регионы, где присутствуют его отделения. По предварительным оценкам специалистов банка, до конца 2007 года в рамках программы малому и среднему бизнесу может быть выдано до 140 млн долларов США, в течение следующего года — более 300 млн долларов США. В банке ожидают, что к 2009 году портфель кредитов малому и среднему бизнесу вырастет до 600 млн долларов США, то есть в шесть раз по сравнению с нынешним уровнем. «Кредитование малого бизнеса — относительно молодой рынок, поэтому такие темпы роста в этом сегменте возможны, — отмечает зампредправления банка „Стройкредит“ Сергей Рыбин. — Более того, для некоторых игроков рынка это направление может стать альтернативой потребкредитованию и ипотеке». По мнению Рыбина, для Альфа-Банка нарастить кредитный портфель до 600 млн долларов США вполне реально. Это означает, что «Альфа» намерена сделать кредитование малого и среднего бизнеса одним из магистральных направлений своей кредитной политики. «Программа кредитования малого и среднего бизнеса так же приоритетна для нас, как и розница, — подтверждает эту мысль Чаба Зентаи. — Мы считаем, что кредитование малого бизнеса в России в ближайшие два года будет активно расти, это станет новым хитом банковских продаж после потребкредитования и ипотеки». Перспективу для роста обеспечивает «зазор» между объемами кредитования малого и среднего бизнеса и его запросами. Совокупный кредитный портфель банков в этом сегменте составляет около 10 млрд долларов США, в то время как потребность малого бизнеса в заемных средствах, по оценке МЭРТ, превышает 30 млрд. «Кредитованию малого бизнеса в обозримом будущем предстоит занять нишу, сопоставимую с потребкредитованием, — отмечает гендиректор брокерской компании „Фосборн хоум“ Василий Белов. — Банки, которые сейчас выйдут на этот рынок с инновационными продуктами, смогут стать его ведущими игроками. Наибольший успех здесь может принести микрокредитование — ссуды от 10 тыс. до 50 тыс. долларов США, наиболее актуальные для малых предпринимателей». Но именно с микрокредитами, по мнению других участников рынка, могут возникнуть проблемы. «Малый бизнес — это прежде всего не предприятия, а индивидуальные частные предприниматели, — сказал B&FM менеджер одного из банков. — Их скоринг, скорей всего, будет нещадно отсеивать, так что проблема микрокредитов останется актуальной». Зентаи в свою очередь пояснил, что в понимании Альфа-Банка сегмент малого и среднего бизнеса — это компании с оборотом до 50 млн долларов США в год. «Мы не делаем какого-либо приоритета по отраслям, однако чаще всего за кредитами обращаются торговые компании, — говорит он. — Вместе с тем есть перечень отраслей, которые мы не кредитуем: игорный бизнес, финансовые услуги или производство алкоголя». |