18.09.07 00:00:00
Сразу после объявления о покупке компании «АВК-Ценные бумаги» глава «ЭГО-Холдинга» Александр Кашин рассказал «ДП» о перспективах развития своей инвестиционной группы. — Какова стратегия развития финансового блока? Чем обусловлен Ваш выбор в пользу «АВК-Ценные бумаги»? — Я бы даже сказал не стратегия развития финансового блока как такового, а стратегия развития непосредственно инвестиционной группы «Энергокапитал». Компания ведет работу по четырем основным направлениям: портфельные инвестиции (здесь же игра на спекулятивных рынках), брокерские и дилерские операции и инвестпроекты. На сегодняшний день команды, которые внутри по большому счету конкурируют друг с другом, у нас выросли настолько, что заниматься рядом направлений в одной компании достаточно тяжело. Мы в любом случае делали бы еще одну структуру в группе и разделяли отдельно брокерскую компанию, отдельно компанию управляющую, которая будет заниматься работой по договорам, управлением паевыми фондами. Также мы хотим создать бутик — работа над достаточно крупными объемами денег на рынке слияний и поглощений, спекулятивных сделок со вторым эшелоном и т.д. Конечно, клиентская база АВК нам в этом очень поможет. По сути, сейчас АВК и «Энергокапитал» — это самые крупные компании в городе по количеству клиентуры, и объединение этих двух брендов и этих двух наборов клиентов даст возможность перейти 50%-ный рубеж по работе с клиентской базой в Петербурге. АВК будет специализироваться на брокерских операциях, которые сейчас являются ее основной деятельностью. Компания АВК интересна тем, что имеет хороший набор клиентов. Вместе с тем она достаточно давно не занималась развитием себя с точки зрения технологий и технических возможностей. Если сейчас все это привнести из «Энергокапитала», то совершенно по-другому, другими красками может заиграть эта клиентская база. — Сколько клиентов насчитывается в городе? — Я думаю, что активно работающих не больше 15-20 тыс. А что касается потенциальных — практически каждый третий. Но темпы прихода на фондовый рынок очень сильно изменились за последние 2 года. Радует, что они изменились не только в сегменте элитных договоров управления. Как минимум треть владельцев юридических лиц имеют свои портфели ценных бумаг. Изменился подход населения. Те деньги, которые лежали под подушкой, они все-таки идут не только в банки, но и на наш рынок. При этом 2007 год не столь удачный в истории. Тех доходностей, которые были до этого, вряд ли возможно ожидать. Но то, что компания даст плюс и в этом году своим клиентам, я уверен. — Последнее время в «Энергокапитал» приходило много топ-менеджеров из других компаний? — Это может быть нескромно, но с точки зрения топ-менеджмента остались лишь единицы из тех, кого мы еще не забрали. Последнюю хорошую команду мы смогли забрать с sales-менеджером из «КИТ Финанс», когда они переехали в Москву. Хотя есть направления развития бизнеса инвестиционного, которые у нас еще не так сильно развиты. И вот здесь есть простор для творчества. У АВК несколько филиалов и, объединив с нашими филиалами, получается филиальная сеть. Скупка в регионах никогда не являлась очень сильной стороной ни в «Энергокапитале», ни в АВК. А есть компании, которые только этим и занимаются, и конечно, нам они интересны. Сделкой с АВК вопрос не исчерпывается, мы ведем работу и в других направлениях. — В Петербурге или других регионах? — В Петербурге. После лесного бизнеса я для себя давно сделал вывод, что мы будем заниматься петербургским регионом, имея филиалы, конечно, по всем другим городам. Но все-таки Петербург и Северо-Запад для нас основное. — Несколько лет назад Вы рассказывали о своем подходе к управлению холдингом как натуральным хозяйством. Что за это время изменилось в подходах в управлении? — По большому счету ничего. Мы, как были «вещь в себе», так и стараемся оставаться. Изменился просто объем и изменились, конечно, люди. Людям надо давать возможность роста. Это еще одно объяснение, почему мы приобретаем какие-то компании, ведем развитие внутри своего коллектива. Аркадий Полярус сейчас постепенно из руководителя группы «Энергокапитала» превращается в первого вице-президента холдинга. Постепенно он будет заниматься больше всей компанией. Если раньше мы были четко ориентированны как горизонтальный холдинг, где компании друг с другом практически не пересекались, то сейчас мы начали сближение финансовых структур в единую систему, и я очень надеюсь, что через пару лет это будет единое управление активами, это будет дополнительная компания, которая будет держателем всех акций финансовых структур и которая будет делать выпуск и акций и облигаций на рынок. — Вы с такими амбициями, не планируете привлекать иностранных партнеров? — Планируем, но просто не считаем пока для себя интересным привлекать их сейчас. Во-первых, не тот уровень рынка. Во-вторых, не та система подготовки у нас, чтобы привлекать иностранных инвесторов. А года через два мы планируем это сделать. Мы ведем постоянные переговоры, у нас достаточно много предложений поступает, но те предложения, которые есть сейчас, не так интересны, как нам хотелось бы. — Чем они не интересны? — Мы никогда не рассматриваем предложения о продаже целиком, т.е. мы ищем партнера, а не собираемся продавать бизнес. Сейчас 90% предложений — это о покупке от 75% компании и выше. Кроме того, в связи с ситуацией на финансовых рынках стоимость продажи сейчас совсем не та, которую можно было получить даже в прошлом году. Ну и, наконец, нас прежде всего интересует партнер, который занимается на Западе тем же, чем занимаемся здесь мы. Нам интересны технологии, пересечения каких-то интересов. Ивестиционная группа «Энергокапитал» планирует открыть представительство в Лондоне. — Какие задачи ставит перед собой представительство в Лондоне? — Решение вопросов наших клиентов там и привлечение иностранных фондов для работы здесь. В этом плане уже есть конкретные результаты. Постараемся для своих клиентов сделать мост прямой работы отсюда на иностранных рынках. — Стратегия представительства больше направлена на работу с физическими лицами на финансовом рынке? — Я бы сказал, физические лица и средняя корпоративная клиентура. — Средняя — как описание оборота или вид бизнеса? Каков портрет вашего клиента? — Это петербургское предприятие прежде всего. Оно может быть лидером в своей области. Например, Кронштадтский мясоперерабатывающий завод или компания Sela — это наши клиенты. Они у нас вырастали в банке, с одного магазина, с одного цеха. Но это не МТС, не «МегаФон». Мы не можем биться за таких клиентов, как «Пулково». У нас закрытый петербургский стиль. Для наших клиентов очень многое решается на доверии, и для них важно, что в любой момент, когда бы они ни обратились, их проблемы будут решаться сразу же. — Насколько лично Вас клиенты привлекают в решении каких-то проблем? Все ключевые клиенты вам напрямую звонят? — Ну, например, названные — это в любой момент. — А сколько их? Десять? Двадцать? Тридцать? — Могу сказать, что клиентов вот такого класса, конечно, не сотни. Около 40-50 клиентов, которые лично со мной ведут переговоры. И инвестиционная компания, и банк последние 2 года достаточно серьезный упор делают на ритейл. И у банка происходит резкое изменение соотношения физических и юридических лиц. Если раньше у нас было 99 % — это юридические лица, то к концу этого года соотношение будет 40 на 60. — Сколько сейчас времени Вы проводите в Петербурге? — Я посчитал. Наверное, в этом году получится около 150 дней в Питере, а так в основном с командой (Александр Кашин владеет волейбольной командой «Ленинградка». — «ДП»). — Сейчас общая тенденция, что те у кого основное ядро бизнеса в Петербурге, все равно они очень много времени отсутствуют. Требуется ли оперативное управление собственников или нет? — Требуется. Но немножко другого уровня. От уровня знаний вплоть до начальника отделов и управления отделами произошел переход управления собственником предприятиями в целом. Это, кстати, произошло совсем недавно, где-то год назад. А еще 2 года назад я практически на всех предприятиях снизу доверху все знал и мог какие-то решения принимать или подсказывать. Сейчас практически этого нет. Но, наверное, связано это прежде всего с тем, что выросли люди и топ-менеджмент вполне справляется сам. — Как Вы их мотивируете? Какие-то опционные акции, доли участия в прибыли? — Пока что деньги — самая эффективная мотивация. Работники в «Энергокапитале», думаю, если сложить все их проценты, зарабатывают больше, чем акционеры. И в этом, наверное, достаточно важный наш успех. И именно поэтому туда удалось собрать команду профессионалов, которой нет больше нигде в городе, но зато люди оплачиваются так, как я думаю, тоже никто в городе не оплачивается. Председателя совета директоров ООО «ХК „ЭГО-Холдинг“ Александра Кашина не останавливает даже тот факт, что сейчас он является крупнейшим игроком петербургского брокерского рынка. Его компания готова к новым поглощениям. Кто такой Александр Кашин — Родился 24 августа 1970г. в Ленинграде. — В 1992г. с отличием окончил экономический факультет СПбГУ. — В 1992-1996гг. был начальником отдела, заместителем гендиректора, гендиректором инвестиционной компании «Орими-Брокер», президентом инвестиционной компании «Орими-Инвест». — С 1996г. — председатель совета директоров группы компаний «Энергокапитал». — С декабря 1999г. — председатель совета директоров «ЭГО-Холдинга». — С июня 2002г. — Председатель биржевого совета ЗАО «Биржа „Санкт-Петербург“. Что такое «Эго-холдинг» — В состав холдинга входит около 20 предприятий различного направления деятельности. Сумма собственного капитала холдинга составляет порядка 10 млрд рублей. В компаниях холдинга работает более 2000 человек. — В составе финансового сектора — Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ», Управляющая компания «Энергокапитал», Инвестиционная компания «Энергокапитал», страховая компания «Селена», лизинговая компания «Уни-Лизинг», «Санкт-Петербургский Расчетно-Депозитарный Центр», «Капитал-Полис», «Согласие-М». — В составе промышленного сектора — НПО Завод «Волна» — производство и экспорт военной техники, Судостроительная компания «Сапфир», Опытный Завод «Нива» — производство алкогольной продукции. — Кроме того, в структуру холдинга входит группа компаний Hall Oscar, работающих под двумя брэндами: Hall Oscar и Ego Hall, занимающихся торговлей элитной итальянской мебелью, а также салоны мебели эконом класса Solid Hall, компания «Интер-Трейд», занимающаяся продвижением и продажей алкогольной продукции, «Топ-стиль», реализующая товары для дома и отдыха, «Эго-Система», оказывающая услуги в сфере охранной деятельности. Спортивный клуб «Капитан», входящий в структуру холдинга, включает в себя волейбольные команды различного уровня: от детской спортивной школы до фарм клуба «Ленинградка-2» и команды мастеров «Ленинградка» выступающих в Суперлиге Чемпионата России. |