04.10.07 00:00:00
2 октября владелец Абсолют Банка, бельгийская компания КВС Group, сообщила подробности своих планов по завоеванию российского банковского рынка. Согласно им, в течение трех лет группа выведет свою «дочку» в число лидеров в области ритейла и финансирования малого и среднего бизнеса. КВС не говорит, какую долю на банковском рынке РФ она хочет занять. Но известно, что ее «эталоном» для других развивающихся рынков (в странах Западной и Восточной Европы) является 10%. По мнению экспертов, осуществление этого плана в России приведет к переделу ее банковского рынка. Международная финансовая группа КВС — один из лидеров финансового рынка Бельгии и Европы. Более 50% принадлежит синдикату акционеров, куда входит Cera/Almancora Group, Ассоциация фермеров Бельгии (MRBB) и несколько семей-собственников промышленных предприятий. На 30 июня 2007 г. валюта баланса КВС составила 334,2 млрд евро, акционерный капитал — 17,2 млрд евро, чистая прибыль — 1,6 млрд евро. В апреле 2007 года году компания приобрела 95% акций московского Абсолют Банка. 5% владеет IFC. Абсолют Банк входит в ТОП-25 по активам и является № 1 в области торгового финансирования. У него более 100 тыс. частных и корпоративных клиентов. Вчера КВС уточнила свои планы в России. По словам руководителя KBC Group Андре Бергена, у возглавляемой им компании есть амбициозная цель — стать ведущим игроком в розничном сегменте и корпоративном обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса России. Достижение этой цели KBC планирует реализовывать на базе команды Абсолют Банка, усилив ее своими менеджерами и опытом. Сейчас, по словам г-на Бергена, КВС повышает эффективность «уже достаточно сильной системы риск-менеджмента в Абсолют Банке», внедряя свои стандарты. Предправления Абсолют Банка Николай Сидоров добавил, что в ближайшие три года банк сосредоточится на развитии розничного бизнеса и обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса. В рознице приоритетными продуктами по-прежнему будут оставаться ипотека, автокредитование, кредитные карты и вклады граждан. В корпоративном секторе банк сконцентрируется на торговом финансировании, кредитовании на пополнение оборотного и основного капитала предприятий малого и среднего масштаба. Таким образом, доля ритейла в общем объеме бизнеса кредитной организации к 2010 году вырастет до 45% (сейчас — 30%), надеются в Абсолют Банке. На работу с малыми и средними предприятиями у банка особые планы. По словам г-на Сидорова, это направление итак не слишком развито в России, а сейчас, из-за нестабильной ситуации на мировых финансовых рынках, его развитие и вовсе приостановились. Однако глава Абсолют Банка видит в нем большой потенциал и считает, что сейчас наиболее удачный момент для завоевания этого рынка. Тем более, «дочки» иностранных банков немногие, кто сейчас относительно безболезненно может работать на этом рынке. «Хотим много инвестировать в это направление, чтобы в будущем получать хороший доход», — поделился во вторник с журналистами предправления Абсолют Банка. Для достижения этих планов бельгийский акционер «Абсолюта» намерен инвестировать в его развитие 225 млн. евро. «Это не потолок, — подчеркнул г-н Берген. — Если банку потребуется больше денег, мы их дадим». Основная часть средств пойдет на укрепление кадрового состава и строительство филиальной сети. Если сейчас у банка 50 офисов в 18 регионах России, то к концу 2010 года их станет 130 в 25 субъектах федерации. Кроме этого, вырастет доля рынка в каждом регионе присутствия. Насколько, представители Абсолют Банка пока не уточняют. Г-н Сидоров добавил, что впредь все фондирование кредитная организация будет получать от материнской компании. Это дешевле, чем получать средства на международных рынках, отметил он. На иностранного акционера он возлагает особые надежды. «КВС знает, как быстро раскручивать банки», — подчеркнул глава Абсолют Банка. Руководство и акционеры Абсолют Банка не говорят, какую долю банковского рынка России они рассчитывают занять к 2010 году. Однако известно, что на других развивающихся рынках KBC Group стремится иметь около 10%. Мнение экспертов по поводу того, насколько осуществим такой план для бельгийцев в России, разделились. Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка, отмечает, что российская банковская «дочка» KBC Group сейчас лучше всего себя показывает в ипотечном кредитовании (по данным РБК.Рейтинг, в 1 полугодии 2007 г. банк занял 14 место по объему выданных ипотечных кредитов — 3,3 млрд. руб.). И с появлением иностранного акционера сможет действительно войти в число лидеров этого рынка. Но, по ее мнению, вряд ли это будет 10%. «Думаю, что реальнее всего Абсолют Банку будет занять к 2010 году около 8% этого рынка», — рассуждает она. Но совокупная доля Абсолют Банка на рынках ритейла малого и среднего бизнеса действительно может составить все 10%, считает г-жа Орлова. По ее мнению, хорошие шансы у банка и в сфере кредитования мелких и средних предприятий, так как его российские конкуренты не очень хорошо знают этот рынок. А после августовского кризиса на мировых рынках капитала финансирование таких предприятий резко сократилось. «Иностранные кредитные организации, которые решат заниматься этим бизнесом в России, окажутся в выигрышной ситуации», — резюмировала Наталья Орлова. Вице-президент одного из крупных банков с иностранным капиталом, пожелавший остаться не названным, считает, что захватать 10% розницы и кредитования малых предприятий за три года нереально, так как большую долю этих рынков занимают ВТБ и Сбербанк. Комментируя планы по увеличению числа точек продаж с 50 до 130 к 2010 году, он сказал, что это будет «очень напряженно». В свою очередь, зампредправления банка «Авангард» Валерий Торхов считает план Абсолют Банка по увеличению численности офисов в 2,5 раза к 2010 году «сложным, но вполне осуществимым». Он отметил, что Абсолют Банк хорошо известен на рынке ипотечного кредитования, однако в других сегментах его доля не так уж велика. Поэтому планка в 10% розничного рынка в России — очень высокая, учитывая, что на этом рынке большой вес имеют госбанки и игроки с иностранным капиталом. Впрочем, даже 10% консолидированного рынка розницы и обслуживания малых и средних предприятий — высокая планка, считает г-н Торхов. «Да, не все крупные банки занимаются одновременно и розницей и кредитованием малого бизнеса. Но такие все же имеются. Выполнение Абсолют Банком такого плана означает передел этих рынков», — считает зампредправления «Авангарда». |