12.10.07 00:00:00
Крупнейшие участники рынка кредитных брокеров России создают профессиональную общественную организацию – Федерацию профессиональных кредитных брокеров. Инициаторами создания ФПКБ выступили лидирующие в этой сфере бизнеса компании – ведущие кредитные брокеры России: «Кредитмарт» (генеральный директор Николай Корчагин), Независимое бюро ипотечного кредитования (НБИК) (генеральный директор Дмитрий Балковский) и «Фосборн Хоум» (генеральный директор Василий Белов). Презентация ФПКБ прошла 10 октября в Москве, в бизнес-центре на Трехпрудном. ФПКБ: цель создания общественной организации Бурное развитие кредитного рынка России поставило общество перед системой во многом инновационных для него экономических отношений. Объемы розничного кредитования таковы, что коммуникации на оси «население-банки» из русла чисто финансовых переросли в разряд социальных отношений. Кредитный рынок стал значительным фактором формирования социального «самочувствия». При благоприятных условиях один из его сегментов – ипотечное кредитование – может стать магистральным способом решения актуальной для России жилищной проблемы. В перспективе именно кредитный рынок рассматривается и как один из основных инструментов развития малого и среднего предпринимательства в России и формирования классической для развитых стран кредитной модели экономики. Таким образом, кредитный рынок имеет определяющее значение как для экономического, так и для социального развития общества. При этом на бурно растущем российском кредитном рынке наблюдается целый ряд острых проблем. Во-первых, значительный рост числа невозвратов, неустоявшиеся отношения заемщиков с банками порождает дороговизну ряда кредитных продуктов. Во-вторых, низкий уровень финансовой грамотности населения снижает эффективность работы кредитных механизмов. В-третьих, несбалансированность системы юридических и деловых взаимоотношений заемщиков с банками порождает злоупотребления, конфликтные ситуации и определенное социальное напряжение вокруг процессов кредитования. В-четвертых, дефицит финансовых ресурсов, адресованных малому и среднему бизнесу снижает темпы развития этого важнейшего сегмента экономики и, соответственно, тормозит становление «среднего класса» и современного рынка труда. Институт кредитных брокеров имеет непосредственное отношение ко всем вышеперечисленным проблемам. Кредитный брокер по сути является посредником между кредитными организациями и заемщиками – населением и бизнесом – и в этом качестве представляет интересы прежде всего заемщиков. Однако кредитный брокеридж – абсолютно инновационная для России отрасль бизнеса – в настоящее время сам находится в состоянии формирования и адаптации к социально-экономическим потребностям рынка. В этих условиях создание профессиональной общественной организации должно способствовать более четкому пониманию коммуникативной и социальной роли кредитных брокеров. ФПКБ: миссия Объединяясь в общественную организацию – Федерацию профессиональных кредитных брокеров, участники рынка кредитных брокеров предполагают сформировать единый механизм реализации общественных, информационных, пропагандистских задач своей отрасли. При этом Федерация не ставит перед собой и не решает каких-либо бизнес-задач или достижения в своей деятельности каких-либо коммерческих интересов. С учетом социальных факторов "кредитного бума" основная общественная миссия Федерации – способствовать формированию и развитию российского кредитного рынка, отвечающему таким критериям как: • эффективность (обеспечение успешного развития как кредитором, так и заемщиков), • добросовестность (качество), • прозрачность, • открытость Федерация ставит перед собой следующие цели: • объединение рынка кредитных брокеров, оздоровление и развитие этого рынка на основе саморегулирования, формирование стандартов работы участников рынка кредитных брокеров и обеспечение их прозрачности и добросовестности; • повышение финансовой грамотности населения, формирование в общественном мнении адекватного и позитивного образа кредитного брокера, пропаганда брокериджа в целом как инструмента кредитного рынка; • обеспечение условий, способствующих формированию принципов открытого, ответственного и качественного кредитования в России. Для достижения данных целей Федерация берет на себя выполнение следующих задач: 1. Способствовать развитию технологий работы кредитных брокеров, распространению профессиональных знаний и обмену опытом в этой сфере с тем, чтобы обеспечить повышение качества кредитных портфелей российских банков. 2. Сформировать стандарты работы участников рынка кредитных брокерских услуг и совместно с другими общественными и государственными институтами создать систему реализации данных стандартов через процессы стандартизации требований к участникам рынка. 3. Обеспечить открытость и «прозрачность» рынка кредитных брокерских услуг и способствовать выявлению «черных брокеров» и иных недобросовестных участников рынка. 4. Участвовать в программах повышения финансовой грамотности населения, в том числе – пропагандировать понимание деловой и социальной роли кредитных брокеров. 5. Обеспечить взаимодействие кредитных брокеров с государственными и общественными институтами, определяющими условия развития российского кредитного рынка, в том числе – с регулирующими и законотворческими организациями, средствами массовой информации и т.д. 6. Сформировать систему консультирования и информирования населения, представителей малого и среднего бизнеса по различным вопросам кредитования. 7. Сформировать систему информационного обмена между участниками рынка кредитных брокеров, способствовать их активному участию в общественных, законотворческих, информационных и иных инициативах на кредитном рынке России. ФПКБ: участие и система управления Система участия в работе ФПКБ: 1. действительные члены ФПКБ: - кредитные и ипотечные брокеры, финансовые супермаркеты 2. ассоциированные члены ФПКБ: - кредитные интернет-порталы - организации, занимающиеся консалтинговым бизнесом, финконсультированием и финпланированием - общественные организации, разделяющие цели и задачи ФПКБ 3. партнеры ФПКБ: - государственные организации, - общественные организации, - масс-медиа, - интернет-ресурсы, - банки, страховые компании и иные участники кредитного рынка Система управления ФПКБ: 1. Общее собрание членов ФПКБ 2. Совет ФПКБ (возглавляет председатель совета ФПКБ) 3. Исполнительная дирекция ФПКБ (возглавляет исполнительный директор ФПКБ). При необходимости дирекция с согласия совета ФКПБ формирует комитеты, работающие на общественных началах. Российский кредитный рынок: основная информация В настоящее время в России действует более 1100 банков, большинство которых работает в розничном сегменте. Развиваются различные виды кредитования – ипотечное кредитование, кредиты на приобретение автомобилей, потребительское кредитование, включая такие виды как эмиссия кредитных карт и экспресс-кредитование. В настоящее время российскими банками выдано 10 968 млрд. руб, из них 2 679 млрд. руб. – физическим лицам, 7 295 млрд. руб. – юридическим лицам (предприятиям и организациям). По оценке экспертов, в кредит приобретается более 10% жилья и не менее 15-20% продаваемых на российском рынке автомобилей. В перспективе российский рынок может достичь показателей, сопоставимых с европейским и североамериканским рынками, где в кредит приобретается более 70% жилья и от 60% до 90% автомобилей. Российcкий рынок кредитования имеет ряд специфических проблем. Первое. На рынке в последние два года отмечается устойчивый рост невозратов, темпы которого почти в 2 раза обгоняют темпы выдачи кредитов. Эксперты полагают, что при достижении «планки» невовратов в 13-15% от объема выданных кредитов, на кредитном рынке могут наблюдаться кризисные явления (так называемая угроза кризиса невозвратов). Второе. Проблемой на розничном рынке остается низкий уровень финансовой грамотности населения. В настоящее время на правительственном уровне реализуется целый ряд мероприятий, позволяющих осуществить программы повышения финграмотности. Третье. Малый и средний бизнес России по прежнему испытывает жесточайший дефицит кредитных ресурсов. В настоящее время совокупный объем кредитования МСБ составляет более $10 млрд. По оценке Минэкономразвития малый бизнес России нуждается как минимум в $30-40 млрд. кредитных вливаний. ТОП-10. Банки, кредитующие частные компании Банк/Общая сумма кредитов негосударственным предприятиям (млн.руб.)/Кредиты просроченные (млн.руб.) 1 СБЕРБАНК РОССИИ 1 920 207 25 563 2 ГАЗПРОМБАНК 395 907 1 673 3 ВТБ 370 848 11 400 4 АЛЬФА-БАНК 273 717 461 5 БАНК МОСКВЫ 216 218 121 6 РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ 174 310 292 7 РОССЕЛЬХОЗБАНК 168 224 1 236 8 МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ БАНК 143 068 60 9 МДМ-БАНК 132 273 1 268 10 УРАЛСИБ 127 749 3 095 ТОП-10. Банки, кредитующие население Банк/Общая сумма кредитов частным лицам (млн.руб.)/Кредиты просроченные (млн.руб.) 1 СБЕРБАНК РОССИИ 872 162 7 662 2 РУССКИЙ СТАНДАРТ 171 555 23 238 3 РОСБАНК 87 550 3 716 4 ВТБ 24 86 451 481 5 УРАЛСИБ 50 636 1 540 6 БАНК МОСКВЫ 49 533 1 744 7 РОССЕЛЬХОЗБАНК 48 737 299 8 УРСА БАНК 47 478 2 376 9 ХКФ БАНК 38 769 8 185 10 АЛЬФА-БАНК 31 944 2 902 |