25.04.16 13:58:00
На минувшей неделе мощные землетрясения произошли в Японии (магнитуда 7.3) и Эквадоре (7.8): в первой стране десятки погибших и свыше тысячи раненых, а также провал в ряде экономических показателей (например, PMI); во второй – сотни жертв, десятки тысяч пострадавших; в обоих случаях ущерб велик. В войне и политике всё привычно – разве что к последней добавился импичмент президентши Бразилии: нижняя палата парламента уже проголосовала за это, теперь слово за Сенатом, где этот вопрос решат (скорее всего, положительно) уже в начале мая.
Нефтяные страсти
Денежные рынки. Центробанк Турции снизил процент, под который он даёт деньги банкам – все прочие ставки неизменны. Его коллеги из еврозоны, Швеции, Индонезии, Южной Кореи и Израиля ничего не изменили в своих монетарных политиках. На пресс-конференции по итогам собрания ЕЦБ Марио Драги дал в очередной раз понять, что при нужде можно добавить стимулов – но пока такой необходимости нет; заодно его коллеги оптимистично вещают об успехах своих мер – хотя в чём именно эти успехи, они не говорят. Протокол последнего заседания Резервного банка Австралии по сути неизменен – среди прочего, продолжая сетовать на дороговизну родной валюты. Китайцы испытывают смешанные чувства от творящегося в экономике. С одной стороны, замедление налицо – но попытки взбодрить хозяйство стимулами приводят к мгновенному раздуванию пузырей: подробности ниже, а реакция чиновников центробанка логична – они считают, что монетарной политике Народного банка КНР следует стать более "осторожной". Из прочего стоит отметить сохранение агентством Fitch пусть и минимального, но всё же неспекулятивного рейтинга для РФ – впрочем, прогноз негативен. Конгресс США винит саудитов в причастности к терактам 2001 года – в ответ те грозят сбросить штатовские активы на 750 млрд. долларов: Обама раздражён.
Валютные рынки. Доллар и йена опять ослабли – на сей раз им в этом помогли китайские стимулы, возродившие надежды на эмиссионный рост глобальной экономики и мировых рынков: разумеется, эти надежды тщетны – но когда весна на дворе, так хочется поверить в лучшее. Как поверил рынок слухам из источников в токийском официозе о намерении Банка Японии ввести минусовые ставки по своим кредитам банкам – смысл в облегчении финансирования кредиторами помощи пострадавшим от последних землетрясений; в ответ йена упала до 111.50 за доллар. Рубль держится весело, поскольку исходный провал нефти после неудачи нефтяного саммита в Дохе был невелик и краткосрочен. Однако текущая слабость бакса и мощь валют развивающихся экономик скорее всего продлятся недолго – велик шанс на возобновление роста доллара уже летом.
Фондовые рынки. Ведущие биржи остаются оптимистичными из-за китайских стимулов – но это шаткая основа для роста. Отчёты корпораций идут стандартно: прибыль и выручка валятся – но у первой часто получается превзойти чрезмерно заниженные ожидания аналитиков; зато вторая чаще всего уступает даже столь хилым чаяниям. Подобную картину изобразили крупнейшие банки – последние примеры от Goldman Sachs и Morgan Stanley: профиты уполовинились, а продажи сжались на 20-40% - у всех банков ухудшились поступления от всех ключевых сегментов, ибо рынки, видите ли, "недостаточно сильны" для давно привыкших к халяве монстров Уолл-Стрит. И только American Express выдала более-менее пристойные показатели – и её акции тут же подскочили. У IBM 16-й подряд квартал сокращения выручки (к тому же периоду год назад) – хотя показатели превзошли надежды экспертов, но детали и прогнозы не вдохновили. Неплохи числа Honeywell и Qualcomm, но их прогнозы слабоваты; выручка Verizon ниже ожиданий; у Microsoft всё откровенно плохо – к немалому неудовольствию рынка; у AMD, как всегда, убыток – но ниже ожидаемого; лосс также у General Electric – продажи и заказы падают. Превращение Google в Alphabet скверно повлияло на отчётность компании: профит и выручка хуже прогнозов, себестоимость растёт. Intel уволит 12 тыс. человек (11% персонала) – спрос падает, поэтому намечена реструктуризация. Mitsubishi Motors "призналась" в обмане по расходу топлива в автомобилях – и акции рухнули до рекордных низов, если считать в баксах: за 10 лет они подешевели вчетверо, а за 20 – в 16 раз.
В потребительском секторе дела не так плохи – но только отчасти: внутренний рынок более-менее стабилен – тогда как внешняя экспансия порождает одни лоссы благодаря чересчур крепкому доллару. Отсюда ухудшение показателей PepsiCo и Coca-Cola; отсюда проблемы Johnson & Johnson, у которой проседает сегмент медицинского оборудования – в нём грядут изрядные сокращения, но в целом компания сохраняет надежду на лучшее будущее. Как и Netflix, чей выход на мировые рынки пока порождает лишь добавочные траты – число новых клиентов почти вдвое уступило прогнозам, отчего акции фирмы тут же рухнули на 12%. А Yahoo уже никуда не выходит – как следствие, её показатели (убыток, кстати) вышли на уровне прогнозов, отчего акции слегка подросли. Как и у McDonald's, чьи данные недурны; отчёт General Motors просто прекрасен – её акции подскочили.
Товарные рынки. Саммит в Дохе закончился ничем из-за деструктивной позиции саудитов – безуспешность усилий заморозить добычу предполагали многие, но никто не ждал, что участники не смогут подписать хоть формальную отписку с благими пожеланиями. На рынке от этого случился испуг – который, однако, продлился недолго: отчасти потому, что падёж уже случился в прошлую пятницу (т.е. до этих событий), отчасти от осознания того, что балансировка спроса и предложения происходит и без всяких сговоров, отчасти в надежде на стимулы от КНР, а отчасти благодаря внезапной забастовке в Кувейте – последняя урезала производство в стране сразу в 2.5 раза; однако протест был краток – к среде забастовка закончилась. Меж тем, Иран наращивает добычу и экспорт даже быстрее, чем ожидали эксперты – так что оптимизм может продлиться недолго.
Природный газ стабилизировался у 70-80 долларов за 1000 кубометров. Интересно, что аналогичные катарским переговоры шли и у производителей стали – закончились они с тем же успехом, т.е. участники переругались и отказались от компромиссов: главным пострадавшим в данном случае оказалась КНР. От предвкушения китайских стимулов вздорожали промышленные и драгоценные металлы – особенно обрадовалось серебро, взлетевшее на пик почти за год. Повеселели и пшеница с кукурузой – последняя сподобилась на 4-месячную вершину; овёс и рис вели себя куда осторожнее. То же касается и рапса – зато соя и её производные (масло, шрот) дорожали. Несколько взбодрились сахар, кофе, какао и хлопок; зато древесина продолжает дешеветь. Мясо слабеет, а молоко остаётся прибитым; в целом же рынок стабилизировался на низких уровнях – но и только.
Китайский пузырь
Азия и Океания. Цены на жильё в КНР в марте выросли на 1.1% в месяц и 4.9% в год – последняя величина максимальна с мая 2014-го, но и она слабо передаёт ту феерию, что творится к крупнейших мегаполисах: в Пекине +16%, в Шанхае +25%, в Шэньчжэне +62%. А Народный банк Китая, похоже, отказался от идеи ограничить эти процессы – во всяком случае, сейчас он лишь добавляет ликвидности финансовой системе. Как следствие, ипотека за первый квартал взлетела (новых займов выдано на 60% больше, чем год назад), и попытки притормозить эту лавину высокой нормой первого платежа (down payment) терпят фиаско от хитрости умельцев – как пишет China Securities Daily, один покупатель в Шэньчжэне вовсе не потратил на жильё ни юаня своих денег: он занял у разных банков (у каждого понемногу), использовав для этого аж 20 кредитных карт – всё законно. Японская экономика выглядит куда печальнее даже замедляющейся и пузырящейся китайской – а власти Токио и рады бы раздуть какой-нибудь пузырь в реальном секторе, да не выходит. Вот и внешняя торговля приуныла, стоило лишь йене перестать падать: по итогам марта экспорт сжался на 6.8% в год, а импорт – на 14.9%. Активность сферы услуг уменьшилась, PMI производства ещё дальше углубился в область спада – впрочем, отчасти его мрачная динамика (дно с января 2013-го) вызвана последствиями землетрясения. Неоднозначна ситуация в Австралии – одни сектора бурно растут, но другие мощно валятся; а в целом опережающие индикаторы (обзор Westpac и института Мельбурна) снизились в марте до рекордного минимума за все 56 лет наблюдений – это, конечно, диагноз. Из чисел прочих стран отметим стабилизацию оптовых цен в Индии – но еда дорожает.
Европа. В феврале выпуск в строительном секторе еврозоны ужался на 1.1% в месяц, но вырос на 2.5% в год: лучший рост у Словакии (+18.8%), Испании (+13.3%) и Швеции (+11.3%); спад худший у Словении (-30.8%), Венгрии (-19.3%) и Польши (-10.1%). Экономические ожидания от ZEW в апреле выросли в Швейцарии, Германии и еврозоне – но текущая ситуация оценивается оптимистичнее лишь в первой стране, а другим невесело (у немцев 14-месячное дно). Деловой климат Франции в целом прежний – но отдельно в индустрии он на пике за 7 месяцев; зато её PMI худший за год. Цены производителей Германии увеличили свой годовой спад до 3.1%, рекордных с января 2010-го. Цена жилья в Британии тормозит – особенно в Лондоне, где раньше был самый мощный рост. Менее хорош, чем прежде, и английский рынок труда – занятость расти перестала, а зарплата прибавила лишь 1.8% в год (годовое дно). Голландцы веселели – но на расходах это отразилось слабо: их траты увеличились только на 0.1% в год – худшая динамика с октября 2014-го. Но ещё грустнее британская розница: -1.3% в месяц и +2.7% в год – подобное бывало лишь 2 года назад.
Америка. По данным Федерального казначейства США, в конце зимы приток иностранных денег в ценные бумаги Штатов явно усилился – в частности, внешние портфели казначеек потолстели на 53 млрд. баксов: наибольшие приросты обеспечили Китай, Япония, Британия, Люксембург, Бельгия и карибские офшоры; напротив, зримые оттоки у стран ОПЕК, Бразилии и РФ. Опережающие индикаторы слабы; индекс национальной активности ФРБ Чикаго на дне с января 2014-го, а PMI Markit для индустрии – даже с сентября 2009-го (50.8 пункта – это стагнация); новые провалы отгрузок, заказов и занятости вернули в минус также региональный индекс ФРБ Филадельфии. В марте новостройки свалились, зато вторичные дома подскочили – но эти показатели в последнее время слишком сильно колеблются, поэтому логичнее их усреднять: нынешние уровни близки к средним значениям за год – лишь самый инерционный показатель количества строящихся домов продолжает неспешно расти; индекс рынка жилья Национальной ассоциации домостроителей остался на годовом дне – дома нынче дороги, у людей не хватает денег на них. И не только на них: покупки в сетях ритейлеров также замедляются – частный спрос не силён во всех сегментах.
Россия. Росстат выпустил отчёт за март и первый квартал в целом. Промышленное производство в эти периоды сократилось на 0.5% и 0.6% в год соответственно, в том числе обрабатывающий сектор – на 2.8% и 3.1%: в последнем отстают стройматериалы, керамика, стекло, мебель и ювелирка, автомобили, кокс и нефтепродукты, металлургия, электротехника, электроника и оптика; и напротив, подросли еда, кожа, текстиль, химия, бумага, машины и оборудование. Энергетика и коммуналка стабильны, добывающие отрасли подрастают. Аграрный сектор чуть замедлился – но всё же +2.8% за январь-март неплохи. Тормозит и спад стройки (-1.4% за март, -1.6% за первый квартал), однако жилищный сектор остаётся чрезвычайно слабым (-14.7% и -16.3% соответственно). Грузооборот транспорта после "високосного" взлёта февраля вернулся в мини-минус – фактор календаря исчез у железных дорог, а трубопроводы утихли по своим резонам. Росстат пересмотрел розницу – январь-сентябрь 2015-го снижены, но с октября картина вдруг преобразилась; впрочем, в марте спад усилился до -5.8%. Услуги слегка просели (-1.3% за март и -1.4% в целом за квартал). Спад доходов и зарплат ужался до 2-4% в год (реально минус 5-10%, но было хуже); рынок труда ухудшается. По нашей оценке, ВВП в марте пал на 4% в год – в феврале было -2%, но с поправкой на лишние дни -5.5%; за квартал спад на 3.5-4.0%, с учётом календаря – на 5%. Официоз считает, что ВВП нынче на 5-летнем дне; а мы – что он уже на уровне 2005-го и ниже минимума 2009-го.
Подготовил Сергей Егишянц, эксперт ИК «Ай Ти Инвест»
|