15.06.16 22:13:00
15 июня раздалась тревожная, как дальний раскат грома, весть: СМИ сообщили, что Минфин хочет и в 2017 году отказаться от индексации пенсий на уровень инфляции. Это предложение пока не обсуждалось правительством, но уже заявлено на совещании по подготовке проекта трехлетнего бюджета. Он в этом году будет внесен в Госдуму лишь к 1 ноября, и время на дискуссии еще есть.
Но и навязший в зубах вопрос об индексации пенсий в нынешнем году считать закрытым пока нельзя, более того — он напрямую связан с тем, будет ли и какой именно будет индексация в году следующем. Напомним о грустном. В 2015 году инфляция составила, по данным Росстата, 12,9%, а пенсии проиндексировали с 1 февраля 2016 года на 4%, причем лишь неработающим пенсионерам. Действие нормы пенсионного законодательства, требующей обязательной индексации пенсий на уровень достигнутой инфляции, на один год приостановлено. «Просто денег нет» — так доходчиво объяснил недавно ситуацию премьер-министр Дмитрий Медведев. Но в законе-то, который определял порядок индексации пенсий в этом году, принятом Думой в конце 2015 года, говорится: еще одна корректировка пенсий после той, 4%-ной, «осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере», и решение это должно быть оформлено «федеральным законом»! Как понимать «осуществляется», но «с учетом ситуации»? Что вторая индексация будет, но не раньше июля («по итогам первого полугодия») и неизвестно, в каком размере? Именно так понимали и понимают это депутаты. Но в финансово-экономическом блоке правительства трактуют иначе: «будут деньги — проиндексируем еще раз, не будет — не проиндексируем». Кстати, именно так было написано в проекте того самого закона про порядок индексации пенсий в 2016 году, внесенном правительством в Госдуму осенью прошлого года: пенсия еще раз «может быть увеличена исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», говорилось в документе. Но в процессе работы над законопроектом в Думе был достигнут компромисс между правительством и собирающимися на выборы депутатами, компромисс этот заключался в приведенной выше двусмысленной формуле. Категорическое требование второй индексации депутаты отстоять не сумели: в битвах с Минфином они все равно что лилипут против боксера-тяжеловеса — таково, увы, место парламента в нашей политической системе…
И вот ситуация как бы подвешена. А стороны стоят на своем: одна утверждает, что «вторая индексация должна быть, вопрос лишь в размерах и сроках», а другая — что «вторую индексацию можно и не проводить». «По итогам первого полугодия правительство изучит вопрос и примет решение», — подтвердили «МК» в пресс-службе вице-премьера Ольги Голодец (социальный блок правительства вторую индексацию пытается отстоять). «Скорее всего, индексация еще будет, но полная — чтобы выйти на те самые 12,9% инфляции по итогам 2015 года — или опять частичная, ясности нет», — сказал «МК» источник в Госдуме. В любом случае, видимо, не раньше октября-ноября, полагают некоторые, даже если объявят об этом раньше: итоги исполнения бюджета в первом полугодии подведут к концу лета, Дума уходит на избирательную кампанию 24 июня и соберется вновь лишь в середине октября… Значит ли это, что никакой возможности при желании сделать пенсионерам подарок перед выборами нет? На днях был принят закон, который позволяет правительству до 1 ноября 2016 года самостоятельно вносить изменения в бюджетную роспись, согласовав их со специально созданной комиссией из депутатов Госдумы и сенаторов. Но он запрещает вносить таким образом изменения в бюджет, если они касаются «публичных нормативных обязательств», а «пенсии — это публично-нормативные обязательства», пояснила «МК» член Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева («СР»). Но она уверена, что «депутаты этого созыва, чьи полномочия заканчиваются лишь с момента начала работы Думы нового созыва, могли бы собраться на один день и проголосовать за индексацию». Но правительству-то чем позднее, тем лучше: по предварительным расчетам, если индексировать пенсии с сентября на 8%, потребуется 130 млрд рублей. А если с ноября — в два раза меньше… К тому же, по данным Минфина, за 5 месяцев 2016 года средняя цена на нефть марки URALS составила 36 долларов за баррель, бюджет сверстан исходя из цены 50 долларов за баррель, доходы от нефтегазового сектора экономики не достигли и 30%, а доходы от ненефтегазового сектора — 40% от запланированного уровня. И чем больше повысишь пенсию сейчас, тем больше средств понадобится на индексацию в соответствии с инфляцией в бюджете будущего года, если от нее не откажутся: индексировать-то придется от большей базы… Сложный политико-экономический пасьянс раскладывают сейчас власти. Но то, что раскладывают пенсионеры с пенсией в 13 000 рублей, даже пасьянсом-то назвать невозможно.
Источник |