15.09.16 13:45:00
Оборот электронной торговли в СЗФО ежегодно прирастает на 40% и в 2016 году темпы роста сохранятся. Такие данные были озвучены в ходе круглого стола «Интернет-эквайринг: новые стратегии клиентского бизнеса», организованного в Санкт-Петербурге коммуникационным агентством «Пресс-Папье» и информационным порталом www.spbIT.ru.
Мероприятие состоялось 14 сентября 2016 года в пресс-центре ТАСС и собрало ведущих игроков рынка электронной коммерции - торговые компании, коммерческие банки, экспертов в области электронной коммерции. Участие в дискуссии приняли Северо-Западный банк Сбербанка России, ВТБ24, Альфа-Банк, банк «Александровский», РФИ Банк, книжная сеть «Буквоед», ритейлер модной одежды «Мэлон Фэшн Груп», «Корпорация Многомарт» (служба доставка супермаркетов «Лэнд», «Лайм», «ЛеМуррр»), электронный ритейлер Ulmart.
В рамках круглого стола было представлено актуальное исследование рынка услуг интернет-эквайринга Северо-Западного региона, проведенное информационным порталом www.spbIT.ru совместно с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ: www.akit.ru). Согласно его результатам, среднемесячные объемы электронной коммерции в СЗФО составляют 2,5–3,3 млрд. рублей. В пятерку банков, облаживающих онлайн-платежи (интернет-эквайринг) входят Группа ВТБ (ВТБ, ВТБ 24, Банк Москвы) с долей 19%, ПСКБ (17%), Альфа-Банк (16%), Северо-Западный банк Сбербанка России (12%) и Транскредитбанк (10%, входит в группу ВТБ, но осуществляет отдельный интернет-эквайринг). Суммарно на этих игроков приходится 74% рынка (данные для исследования были собраны на основании анкетирования банков, агрегаторов и электронных платежных систем).
«Рынок будет расти, а конкуренция среди банков усиливаться, как в части крупных клиентов, которые позволяют генерировать крупные потоки, так и среднего и малого бизнеса. В регионы, включая СЗФО, будут активно выходить московские игроки, а также новые игроки среди местных и иногородних банков, заинтересованные в расширении услуг клиентам, в том числе небольшим и начинающим компаниями. Также будут появляться системные банковские интеграторы и занимать определенные узкие сегменты», - отметил Александр Янкевич, генеральный директор "Инфокоммуникации онлайн" (портал www.spbIT.ru).
В целом, согласно аналитике АКИТ, по итогам 2015 года оборот российской электронной торговли составил 1,4 трлн. рублей, показав рост на 7% при падении классической розницы на 10%. При этом за последние три года оборот электронной торговли удвоился. В первом квартале 2016 года, по данным Data Insight, число онлайн-заказов выросло на 22%, а объем продаж — на 27% (по сравнению с тем же периодом 2015 года).
В СЗФО рынок интернет-платежей ежегодно прирастает не менее чем 40% в год, и этот рост сохранится, отметила в ходе круглого стола территориальный менеджер управления торгового эквайринга Северо-Западного банка Сбербанка России Елена Портняжкина. Рост связан в том числе и с расширением аудитории пользователей интернет-услуг: несколько лет назад основная доля платежей приходилась на молодых людей 18 – 25 лет, сегодня увеличивается доля пользователей в возрасте 30 – 40 лет, все большую активность проявляют и люди старшего поколения – 60+. Согласно данным Регионального общественного центра интернет технологий (РОЦИТ), 33% интернет-пользователей СЗФО покупают в интернете. Северо-Запад является лидером в общем Индексе цифровой грамотности населения.
В исследовании SpbIT также было отмечено, что в структуре электронных платежей наибольшую долю занимает оплата услуг ЖКХ, покупка одежды и электроники, сфера туризма (заказ билетов, бронирование гостиниц), приобретение еды, косметики, книг и продуктов (при этом СЗФО стал лидером по онлайн-продаже книг в России), а также игры, музыка и фильмы.
В части технологических трендов участники стола обсудили расширение практики «Умных платежей» (ведение профиля клиента, предложение более удобного способа оплаты), интеграцию платежных инструментов (счет по email, sms в онлайн-чате и в соцсетях), вопросы усиления безопасности транзакций, распространение технологии NFC (оплата с помощью мобильных устройств), включая приход Apple Pay и Samsung Pay. |