В пятницу Банк России примет решение по ключевой ставке. Мало кто сомневается, что она сохранится на уровне 10 процентов. Интерес скорее представляют заявления, которые ЦБ сделает о своих планах.
В декабре они сводились к тому, что по мере закрепления тенденции к устойчивому замедлению инфляции ставка может быть снижена в первом полугодии, причем скорее во втором квартале. Поскольку инфляция снижается несколько быстрее, чем ожидалось, ЦБ, возможно, уточнит этот диапазон, подав знак, что в оптимистичном варианте может пойти на снижение в середине марта, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Пока непонятно, какое влияние на планы ЦБ окажет появление в феврале важного канала денежного предложения, который он не контролирует - покупки валюты для министерства финансов. Это заставит Банк России проявлять больше осторожности, считает Евсей Гурвич. "Не исключено, что ему придется производить стерилизацию связанной с этим избыточной денежной эмиссии или, по крайней мере, не активизировать другие каналы денежного предложения", - говорит экономист. Схожего мнения придерживается замруководителя Аналитического центра при правительстве РФ Глеб Покатович.
Интервенции минфина не уменьшают, а повышают вероятность снижения ставки, возражает в своем обзоре главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Они отражают решение правительства сберегать дополнительные бюджетные доходы, отмечает она, а значит, риск увеличения госрасходов снижается, это поддерживает усилия по таргетированию инфляции. Орлова советует обратить внимание, сошлется ли ЦБ на бюджетную политику для смягчения формулировок в своем комментарии к решению по ключевой ставке.
При снижении ключевой ставки на 2 процента кредитование предприятий вырастет на 1,3 триллиона рублей
Этого нигде не записано, но фактически Банк России двигать ставку может только в одном направлении - вниз. Исключение - финансовое ЧП, как в конце 2014 года. Если бы Банк России не был так осторожен, ему бы пришлось повышать ставку в январе 2016 года, когда вслед за падением нефтяных цен происходила девальвация рубля. Тогда помог запас, накопленный в 2015 году, когда ставка почти полгода держалась на уровне 11 процентов. И сейчас идти на снижение ЦБ может только тогда, когда уверен, что в ближайшие полгода-год не произойдет ничего, что могло бы помешать выходу на 4-процентную инфляцию и ее последующее удержание около этого таргета.
Впрочем, валютные интервенции для минфина приведут к дальнейшему смягчению денежно-кредитных условий и без снижения ключевой ставки, отмечает Евсей Гурвич.
"Безопасным" в краткосрочной перспективе можно признать снижение ставки до 8 процентов, это позволит предприятиям получить около 1,3 триллиона рублей дополнительных кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств и инвестиции, рассчитывает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. В масштабах экономики это немного. Снижением ставки еще ниже промышленность воспользоваться не сможет - кредиты не станут для них доступнее благодаря высоким, с точки зрения банков, рискам. Поэтому ставка всех проблем не решит, считает экономист, нужно развивать альтернативную "доставку" финансовых ресурсов до предприятий (через докапитализацию Фонда развития промышленности, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Корпорации МСП и т. д.), а также снижать нормативы резервирования для банков.