По объему привлеченных от населения средств «Югра» входил в топ-15 по России — в общей сложности граждане отнесли в банк 180 млрд рублей, сообщил в понедельник зампред центробанка Василий Поздышев.
На 1 июня застраховано 170 млрд рублей — такую сумму физлицам, державшим в банке свои сбережения, должно будет выплатить Агентство по страхованию вкладов. В результате крах «Югры» станет самым дорогим в истории российской банковской системы — в случае Мастер-банка, например, выплаты составляли всего 35 млрд рублей.
При этом в фонде страхования вкладов, которым оперирует АСВ, нужной суммы нет. В связи с этим дополнительные денежные вливания в фонд готов провести ЦБ, заявил Поздышев.
«При необходимости мы увеличим финансирование», — сказал зампред, уточнив, что «на совет директоров АСВ пока этот вопрос не выносился».
За январь-май для АСВ наступило 22 страховых случая, из фонда вкладчикам было выплачено 110 млрд рублей, еще 20 млрд — предстоит оплатить. При этом поступило в фонд от банков лишь 63,1 млрд рублей.
Несмотря на то, что ставка отчислений регулярно повышается, а сборы превысили прошлогодние на 38%, фонд живет в режиме хронической нехватки денег — его размер по сути «имеет отрицательное значение, и это отрицательное значение растет», отмечает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
«Дыра» покрывается за счет кредитов от ЦБ, которые представляют из себя чистую денежную эмиссию, напоминает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев.
Судя по статистике, «печатный станок» центробанка стал главным источником пополнения фонда в 2014-15 гг — с того момента, как стартовала масштабная расчистка банковского сектора, в ходе которой с рынка было принудительно эвакуировано 338 банков.
За 3,5 года такой политики АСВ выплатило вкладчикам лопнувших банков 1,1 трлн рублей; из них 657 млрд рублей было получено в виде кредита от ЦБ.
Первоначально размер кредитной линии, выделенной агентству Банком России, составлял 110 млрд рублей, затем был увеличен до 250 млрд рублей, в марте 2016 года — до 420 млрд рублей, затем — до 600 млрд рублей, а в начале 2017 года — до 820 млрд рублей. В первом квартале АСВ привлекло еще 57 млрд рублей, а доступный резерв сократился до 103 млрд рублей.
В результате ЦБ просто нет другого выхода, кроме как «печатать» новые деньги, увеличивая кредитный лимит, говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.
Вброс новой эмиссионной массы на рынок создаст дополнительное давление на рубль и может спровоцировать дальнейшее падение курса, на который уже давят подешевевшая нефть и выход иностранных инвесторов из облигаций федерального займа, предупреждает Деев.
По его словам, уже к началу четвертого квартала доллар может преодолеть отметку 68 рублей даже при условии, что цены на нефть останутся у текущих отметок.