Очевидно, что мера эта вынужденная, так как дыра в системе образовалась из-за того, что властям приходится спасать банк "ФК Открытие", который до недавних находится на восьмом месте в России по депозитам физлиц. С июля 2017 года Центробанк, уже пытался тушить пожар в "Открытии" деньгами, в попытке смягчить эффект от панического бегства клиентов, которые к началу августа уже успели забрать со счетов банка более трети всех средств, закачал в тонущий банк кредитов РЕПО на 333 млрд руб.
Понятно, что в данном случае, слово санация означает продолжение политики денежных вливаний, которая, по словам зампреда ЦБ Дмитрия Тулина будет заключаться в том, что регулятор, выкупит выпущенные по допэмиссии акции "ФК Открытие", после чего, де-факто государство станет счастливым владельцем не менее 70% акций банка. То есть, за словом санация – скрывается банальная национализация. Поэтому дальше в тексте – слово "санация" будет писаться в кавычках. Для "санации" "ФК Открытие", Центробанку придется потратить (по самым скромным подсчетам) как минимум 800 млрд руб., - или $ 14 млрд. долларов.
Случай с "Открытием" - первый опыт применения модели спасения банков через специальный Фонд консолидации. Но есть много вопросов. Главный: по какому принципу принимаются решения о санации? Неужели у крупного банка - больше шансов на спасение? Ему не дадут утонуть, чтобы не вызвать социального взрыва, особенно накануне выборов.
"Сам Центробанк заявляет: знали, что в "Открытии" не все в порядке, что там проводится рискованная политика. И ничего. Получается, что под наблюдением регулятора крупнейший частный банк пришел к концу, а затем воскрес в новом качестве", - прокомментировал ситуацию замминистра финансов Алексей Моисеев.
Почему же, в таком случае, спасли "Открытие", а на санацию "Югры" махнули рукой? А ведь у "Югры" и все нормативы были в порядке, да и основной акционер Алексей Хотин всегда предлагал поддержать банк за счет собственных средств. Ответа ЦБ не дает. И сколько стоит спасение, тоже молчит. Не ясно также, кто отвечает, что банк дошел до такого состояния — акционеры, менеджеры или все-таки сам Банк России, который, между прочим, регулярно проводит в банках проверки и проверяет все отчетности?
И как вообще работает банковская система, если крупнейший частный банк, оказалось, проводил рискованную политику, а ЦБ об этом знал?! Множество системных вопросов, на которые регулятор отвечать не желает.
А вывод прост: система ручного управления и политическая целесообразность действует везде, и банковская сфера - не исключение. Спасут того, кто нужен вертикали. Выстроит ли руководство ЦБ эффективную систему управления отраслью? Или в ручную регулировать проще и выгодней?