Очередным кандидатом на оздоровление, а проще говоря банкротом стал Бинбанк. Об этом официально объявил 21 сентября 2017 года Центробанк РФ. Уже и не упомнить всех банков, которые получили десятки и сотни миллиардов из бюджета России.
Мособл, Банк Москвы, Траст, Открытие… Почему-то коммерческим банкам можно просто так давать государственные деньги. Промышленности и сельскому хозяйству, не говоря уж о населении, нельзя. А паразитам можно. Благо, народ продолжает безмолвствовать.
Центральный Банк России оценивает дыру в капитале Бинбанка от 250 до 350 миллиардов рублей.
Данный объем резервов необходимо сформировать для того, чтобы покрыть долги. При этом цифра не окончательная, Поздышев заметил, что окончательную оценку даст временная администрация.
Также стало известно, что владельцы банка предлагали Центробанку свои варианты финансового оздоровления Бинбанка, однако ни один из них регулятор не устроил. В Бинбанке хотели, чтобы ЦБ выдал кредит банку на большую сумму сроком на десять лет. За это время собственники обещали решить все проблемы.
И именно недостаточно эффективный банковский надзор одна из главных причин ежегодных трат таких больших средств для спасения кредитных организаций. Насколько больших? Скажем так: если бы 10 лет назад ЦБ в каждый из тысячи банков поставил по 100 своих представителей с зарплатой в 100 000 руб. в месяц, то на сегодня общая сумма затрат была бы в несколько раз меньше, чем суммарные расходы на санации.
При этом исправление ситуации с надзором вероятно, не столько вопрос денег. Расчеты выше легко доказывают экономический смысл даже столь абсурдного сценария, как выделение команд по 100 человек от ЦБ для постоянного контроля каждого банка. Эксперты также уверены, что это не вопрос квалификации сложно поверить, что специалисты Банка России правда не видят риски, которые активно обсуждает весь рынок на протяжении последних нескольких лет. Возможно, объяснение низкого качества надзора в том, что, к сожалению, вопросы стабильности банковской системы зачастую оказываются задвинуты на второй план личными и политическими амбициями участников процесса. Кроме того, бизнес и власть в России часто вступают в различные неформальные соглашения и я вполне могу допустить, что это тоже может отрицательно сказываться на качестве банковского надзора.
Но вне зависимости от причин происходящего отрицать низкую эффективность банковского надзора после историй с "Открытием" и "Бинбанком" решительно невозможно. Вопрос лишь в том, сделает ли Банк России выводы из последних событий и пересмотрит ли свою надзорную политику. Учитывая масштабы происходящего, хочется верить, что Банк России примет верное решение и перестанет игнорировать давно назревшую проблему с качеством надзора.