Советник по макроэкономике гендиректора компании "Открытие Брокер" Сергей Хестанов отмечает, что российская банковская система крайне неоднородна с точки зрения самих банков. "В 11 системообразующих банках уже находится около 70% всех активов банковской системы. А кредитных организаций свыше 500. Легко догадаться, что у нас небольшое количество крупных и огромное количество мелких банков", - сказал он агентству "Прайм".
Аналитик ФГ БКС Ольга Найденова замечает, что отзываются лицензии далеко не у ведущих банков. "Поэтому существенного влияния на уровень конкуренции ожидать не стоит. Возможно, на местных рынках это окажет какой-то незначительный эффект, но, если говорить про всю систему, то это скорее положительный процесс", - считает Найденова, объясняя, что если бизнес-модель банка нежизнеспособна, то масштаб финансовых проблем может только возрастать, что в итоге может сказаться и на всей системе.
Идея же оздоровления банковской системы связана с ошибками в управлении этим сектором в начале 1990-х годов, когда было принято стратегически неверное решение установить низкую планку по выдаче лицензий, убежден Хестанов.
"Это еще наследие 1990-х годов, когда банковская лицензия стоила очень дешево, соответствовала по стоимости "Жигулям". В то время банки имели почти все крупные предприятия", - говорит он, замечая, что излишняя либеральность властей привела к гигантскому распространению мелких, явно финансово неустойчивых банков.
Хестанов напомнил, что с того времени было уже несколько волн отзывов банковских лицензий. "Сначала 1996 год. Тогда исчезли такие громкие имена как "Империал", Инкомбанк, "Менатеп". Эту эпоху иногда еще называют "Семибанкирщиной". Потом был 1998 год - дефолт, сильная девальвация. Тогда исчезло много банков, затем 2004-2005 годы, которые ознаменованы массовым отзывом лицензий. И, наконец, нынешний этап начиная с 2013 года", - напоминает Хестанов. "Большая часть отзывов лицензий, которую мы наблюдаем сейчас, это просто ликвидация ошибок 1990-х годов", - убежден аналитик.
Найденова соглашается, что исторически в России сложилась система, в которой работает много банков. "И полностью эти корни отметать не стоит, но и нынешние сложности тоже дают о себе знать", - сказала она, добавив, что за многие годы накопилось большое количество проблем на рынке, в том числе насыщение банковскими услугами.
По ее мнению, еще какое-то время очистка банковского сектора будет продолжаться. По оценке Хестанова, это продлится еще примерно четыре года, при этом монополизация рынку не грозит. "Даже 20-30 банков, при условии, что они имеют разные стратегии, достаточно, чтобы конкуренция в стране сохранялась. А с учетом региональных и специализированных может хватить 30-50", - сказал он.
Найденова не столь оптимистична в своих ожиданиях. "У Сбербанка, например, сейчас 47% рынка вкладов. Это, конечно, не монополизация в классическом варианте. Было время, когда у Сбербанка было даже 70%", – напомнила она. Но все же риск концентрации присутствует, заметила эксперт.
В свою очередь в Банке России убеждены в стабильности системы и ее вполне конкурентном будущем. Банковская система России стабильна, заявила менее недели назад глава регулятора Эльвира Набиуллина. Более того, по ее словам, все важные индикаторы, которые характеризуют банковскую систему, такие как достаточность капитала, рост прибыли, рост кредитования, снижение процентных ставок, нормативы покрытия резервами находятся в положительном тренде. Никакой политики огосударствления банковского сектора не ведется, подчеркнула Набиуллина, заметив, что доля государства в банковском секторе достаточно высокая и по мере развития экономики ее нужно будет снижать.