Эксперты, опрошенные "Прайм", согласны, что население в России стареет, и пенсионеров становится больше, но это общемировая тенденция. Однако 40 млн пенсионеров в России уже есть, отметил в этой связи руководитель аналитического центра АНПФ Евгений Биезбардис. "Похоже, Вовченко не совсем правильно поняли. Уже сейчас (на 1 июня 2017 года) в России более 43 млн пенсионеров. И это только по линии ПФР. Есть еще миллионы пенсионеров, учитываемые в Минобороны и МВД. Вероятно, чиновник говорил о людях возраста старше трудоспособного (мужчин старше 60 лет, женщин - 55 лет) - их сегодня примерно 36,7 млн чел. И если Минтруд считает, что в 2025 году их будет 40 млн, то это говорит о кардинальных демографических изменениях, которые выражаются в старении населения", - отметил он.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ПЕНСИЮ

При этом Минтруд прогнозирует, что размер пенсий к 2030 году, согласно пенсионной стратегии, должен достигнуть 2,5 прожиточного минимума пенсионера. Достичь этого будет весьма сложно, полагают эксперты. 

По данным Пенсионного фонда России, прожиточный минимум пенсионера составляет 8540 рублей. При соблюдении обозначенного Минтруда ориентира целевое значение должно составить 21 350 рублей в текущих ценах, отметил Биезбардис. Для сравнения, в 2017 году средняя пенсия, по данным Росстата, порядка 13 тысяч рублей.

"Сейчас коэффициент порядка 1,55. Если корзина потребления в прожиточном минимуме будет дорожать темпами порядка целевой инфляции (4%), к 2025 году он составит порядка 11,5 тыс. рублей. Чтобы средняя пенсия превышала его в 2,5 раза, индексация за оставшиеся 8 лет должна быть на уровне около 10% в год", - рассуждает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

Достичь таких темпов пенсионной и бюджетной системе при текущем устройстве и неизменном пенсионном возрасте будет сложно. Надо понимать, что в распределительной системе эти деньги собираются в виде взносов с официально работающих людей, либо в виде налогов общего назначения, эта сумма, боюсь, не сможет расти гораздо быстрее инфляции, полагает он. Значит, достижение 10-процентного роста неминуемо означает кардинальное изменение приоритетов правительства, отказ от осуществления каких-то других расходов, обеспечения каких-то других государственных функций. Теоретически возможно, практически маловероятно, считает эксперт.

НЕОБХОДИМЫЕ НОВАЦИИ

Между тем, в мировой практике обеспечение достойного уровня жизни в старости - это почти всегда коллективная забота: семьи, государства, самого гражданина на протяжении жизни, добавил он. Настройка институтов может длиться на протяжении нескольких поколений. Это очень медленные процессы.

По мнению Биезбардиса, текущие бюджетные проблемы ПФР (дефицит ежегодно составляет 30-40% его величины) быстро не рассосутся. Требуется принятие решительных и неотложных действий. Такими мероприятиями при различных сценариях могут стать повышение пенсионного возраста, обеление зарплат, сокращение разрыва между доходами между слоями населения за счет поднятия низкий зарплат, сокращение льгот и повышение отчислений на будущую пенсию", - отметил он.

Но кардинальные изменения связаны еще и с форматом самой пенсионной системы. Усугубление проблем с пенсиями по распределительной части (к ней относится страховая пенсия) было предсказано давно. Для исправления ситуации предполагалось развитие накопительной составляющей (обязательной и добровольной), которая значительно отвязала бы будущего работника от проблем государственных финансов.

Однако по факту накопительная часть пенсии в РФ "заморожена" с 2014 года. Отчисления граждан в накопительную часть в размере 6% от заработной платы направляются в страховую часть, то есть идут на выплаты нынешним пенсионерам. На данный момент заморозка продлена по 2019 год включительно. Правительство предложило продлить ее еще на год, что позволит сократить трансферт на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2020 году на 551,3 млрд рублей.