28.03.08 00:00:00
К 2010 году объем рынка кредитования малого и среднего бизнеса увеличится более чем в два раза и достигнет 80–90 миллиардов долларов США. Деньги — кровь экономики. Если так, то российский малый и средний бизнес (МСБ) страдают малокровием, испытывая постоянную потребность в деньгах на закупку оборудования и материалов, автотранспорта и недвижимости, на пополнение оборотных средств. На текущий момент емкость рынка кредитования МСБ оценивается в 35–40 миллиардов долларов, спрос в заемных средствах удовлетворен лишь на треть. Всероссийский центр изучения общественного мнения регулярно проводит опросы по проблемам малого бизнеса. И каждый раз предприниматели жалуются на трудности с получением кредитов на развитие собственного дела. Почему даже лучшие российские банки, с такой готовностью кредитующие крупные российские компании, с неохотой идут на сотрудничество с более мелкими предприятиями? На сайте Альфа-Банка состоялась интернет-конференция «Кредитование малого и среднего бизнеса: новый хит банковских продаж?», и, воспользовавшись возможностью, мы задали этот вопрос Директору по развитию малого и среднего бизнеса Чабе Зентаи. По мнению эксперта, банкиров останавливают в первую очередь трудности с оценкой бизнеса заемщиков: процедура это кропотливая, многими банками неотработанная. И зачастую банку, особенно небольшому, куда проще выдать потребительский кредит, допустим, на те же 300 тысяч рублей, чем терять время на анализ финансовой отчетности малого предприятия. Но времена меняются, и сегодня крепко стоящий на ногах предприниматель может смело обращаться в те банки, которые сумели-таки разработать стандартизированные технологии кредитования, снизить собственные издержки, а значит, и выйти на рынок кредитования малого и среднего предпринимательства с по-настоящему интересными предложениями. «Программа кредитования среднего и малого бизнеса разрабатывалась Альфа-Банком с нуля, поэтому была возможность учитывать лучший опыт, накопленный на рынке за время работы с малым бизнесом, как в подходе к оценке бизнеса заемщика, так и в стандартах обслуживания, — говорит Чаба Зентаи. — На основе анализа как собственных возможностей, так и запросов рынка нам удалось создать новый банковский продукт, который уже сейчас оказался крайне востребован нашими клиентами — и в Москве, и во всех других регионах нашего присутствия, где мы планируем занять лидирующие позиции. Кстати, до конца года точки продаж кредитов МСБ откроются во всех городах, в которых работают филиалы банка, обслуживающие корпоративных клиентов». Есть мнение, что именно в регионах у банков федерального уровня есть возможность серьезно потеснить небольшие региональные банки, которые пусть и стали в свое время пионерами в кредитовании малого бизнеса, но из-за недостатка свободных средств так и не смогли поставить дело на поток. Экспансия «федералов» в регионы уже дает свои результаты: если еще год или два назад критерии оценки заемщика были крайне расплывчаты и даже самый успешный предприниматель всегда рисковал получить от банка отказ, то теперь процедура все же сильно упростилась. «Получить в нашем банке заем на развитие собственного бизнеса не тяжело. Основные критерии оценки потенциальных клиентов просты, — поясняет Чаба Зентаи. — Это наличие прибыльного некриминального бизнеса, устойчивая работа на рынке не менее 9 месяцев, доля государства или нерезидентов в уставном капитале не более 49 процентов, отсутствие задолженности перед налоговыми органами. Дополнительные признаки, характеризующие успешного заемщика, — это растущий перспективный бизнес, высокая доля участия собственными средствами собственников и участие в оперативном управлении бизнесом. По нашим прогнозам, в ближайшие два года темпы роста сегмента кредитования малого и среднего бизнеса составят 70-100 процентов в год и работа предстоит серьезная». |