Выражаясь казенным языком, законопроект уточняет порядок получения правоохранительными органами и спецслужбами информации в банках по операциям и счетам фирм, индивидуальных предпринимателей и просто рядовых граждан.
Авторы законопроекта - первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, а также Иван Квитка и Георгий Карлов .
По уверению авторов документа, их законопроект направлен на "устранение существующей несогласованности правовых норм и уточнение порядка получения в кредитных организациях информации по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц".
Но при этом, подчеркивают законодатели, уровень защиты законных интересов физических и юридических лиц ни в коем случае не снижается.
Концепция законопроекта поддерживается правоохранителями и учитывает позицию Банка России
В пояснительной записке авторы документа пишут, что сегодня выдача банковской тайны силовикам осуществляется исключительно по решению суда. Но в то же время в отечественном законодательстве прописан достаточно широкий перечень должностных лиц, получающих доступ к закрытой банковской информации без судебного постановления.
То, что предлагают авторы документа, не отменяет этот порядок, а лишь предлагает устранить несогласованность норм нескольких федеральных законов, которые создают сложности при получении сотрудниками органов доступа к банковской тайне. Такие сведения, напоминают законодатели, нужны при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Изменения предложено внести сразу в несколько федеральных законов. В статье 26 Закона "О банках и банковской деятельности" предлагается прописать, что правоохранители направляют в кредитные организации соответствующие запросы. Их запросы должны содержать сведения о том, каким судом, когда, в отношении какого юридического или физического лица, по обращению какого должностного лица принято решение о возможности получения закрытых банковских сведений. При этом само судебное решение в банк не представляется.
Похожие изменения предлагается внести в статьи 8 и 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Учитывая секретность и закрытость оперативно-розыскной деятельности, статья 26 Закона "О банках и банковской деятельности" дополняется нормой, по которой запрос о получении справок по операциям и счетам фирм и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц относится к информации ограниченного доступа. За разглашение таких сведений сотрудники кредитной организации несут ответственность, прописанную в отечественном законодательстве.
Авторы законопроекта в пояснительной записке к документу подчеркивают, что концепция законопроекта поддерживается правоохранительными органами, а также учитывает позицию Банка России.
Источник