По его словам, это является следствием дефицита в Пенсионном фонде России (ПФР). Согласно принятому в четверг Госдумой закону об изменении основных параметров бюджета Пенсионного фонда, дефицит бюджета ПФР в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, увеличивается примерно на 1,2 млрд рублей. Это происходит из-за сокращения перечисления страховых взносов за работников предприятиями на фоне кризиса и увеличения числа пенсионеров. 

Дефицит покрывается в настоящее время за счет государства, а именно Фонда национального благосостояния (ФНБ). В сентябре это произошло впервые – ранее средства ФНБ на это не шли, хотя по закону это возможно.  По данным Минфина, в сентябре было перечислено порядка 160 млрд рублей. В оставшиеся три месяца текущего года выплаты будут примерно такими же. Таким образом, до конца года дефицит внебюджетного фонда будет профинансирован из ФНБ на сумму порядка 660 млрд рублей.

Власти призывают снижать зависимость ПФР от бюджета и искать внебюджетные источники финансирования. Однако закрыть "дыру" из других источников не получится, уверен Кудрин. За последние семь лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП.  В нынешних ценах это примерно 2,5 трлн рублей в год — почти столько же, сколько мы тратим на всё образование в стране, привел он пример. Получается, чтобы платить даже нынешние пенсии, нам нужно отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог, будущее наших детей, добавил экс-министр. 

ВСЕ ПРОПАЛО ИЛИ ЕЩЕ НЕТ?

Опрошенные "Прайм эксперты разошлись во мнениях, насколько ситуация с расходами бюджета на выплату пенсий действительно критична. "Ее сложность хорошо видна из размера средней пенсии в стране - по расчетам, на конец этого года в среднем российский пенсионер будет получать 13,6 тыс рублей.  В последние годы разница между прожиточным минимумом пенсионера и средней пенсией удерживается на уровне примерно 4000 рублей", - напомнил президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков. 

Это связано с тем, что в предыдущие годы пенсии индексировались недостаточно. В 2016 году правительство и вовсе не смогло выполнить обязательства по индексации в соответствии с уровнем инфляции. Проблема заключается в дефиците Пенсионного фонда, который продолжает увеличиваться. Соответственно, растет и нагрузка на федеральный бюджет, из которого поступают трансферты в ПФР на покрытие дефицита.  И в ближайшем будущем положение вряд ли изменится в лучшую сторону. Скорее, можно прогнозировать ухудшение ситуации. 

С одной стороны, поступление страховых взносов будет снижаться вследствие уменьшения численности работников из-за демографических изменений. С другой - обязательства ПФР будут расти в связи с увеличением численности пенсионеров, поскольку растет продолжительность жизни. Если в 2014 году расходы бюджета ПФР составляли 6,19 трлн рублей, то, по прогнозам, к 2019 году этот показатель повысится до 9 трлн рублей, отметил Беляков.

В свою очередь, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В.Плеханова Екатерина Новикова полагает, что ситуация не так уж критична. "Стоит обратить внимание на то, что у России ситуация с внешним долгом обстоит гораздо лучше, чем у многих развитых экономик Европы, а также США. Более того, в случае действительно критической ситуации, например, кризиса, наша страна может воспользоваться золотовалютными резервами, в том числе, и для выплаты пенсий. Но в настоящее время такой необходимости нет, статья на социальные расходы в бюджете РФ является одной из приоритетной. Более того, принимая во внимание зависимость отечественной экономики от поставок нефти и газа, текущая стоимость нефти марки Brent дает возможность нашему государству, наоборот, пополнять сегодня наши резервы на "черный" день", - сказала она.

КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ

Другой вопрос, что такая ситуация не может длиться вечно. Вопрос изменения пенсионной концепции регулярно обсуждается не только в РФ, но и за рубежом. Дело в том, что система пенсионного регулирования, которая существует на сегодняшний день в большинстве стран, требует кардинальных изменений по ряду причин, рассуждает представитель РЭУ им.Г.В.Плеханова. 

"Это и высокая задолженность многих развитых стран на уровне 100% и более к ВВП страны (Италия, Португалия, Бельгия, Испания, США, Япония и т.д.), и повысившийся уровень медицинского обслуживания, а значит и увеличившаяся продолжительность жизни населения. Кроме того, в Европе большое количество мигрантов, большая часть которых на сегодняшний день получает пособие от государства без возможности трудоустройства, в том числе и по причине нехватки рабочих мест и высокой безработицы", - пояснила она.

По словам Белякова, решить проблему можно за счет комплексного реформирования существующей пенсионной системы. Один из элементов - принятие концепции ИПК (индивидуальный пенсионный капитал),  что позволит развивать многоуровневую систему за счет привлечения самих граждан к софинансирования их будущих пенсий. "Важно, чтобы люди перестали полностью полагаться на государство в вопросе своей пенсии и приняли ответственность за ее размер и на себя", - считает он. 

А ЧТО С ПЕНСИОННЫМ ВОЗРАСТОМ?

Еще одна часть реформы - изменение пенсионного возраста. Многие эксперты считают, что без этого не обойтись. По словам Кудрина, все страны бывшего СССР, кроме России и Узбекистана уже сделали это. Более того, повышение пенсионного возраста выгодно самим пенсионерам: поработав лишние 2-3 года, они получат более высокую пенсию, считает экс-министр. 

В свою очередь, Новикова полагает, что с точки зрения пенсионной реформы стоит все-таки задуматься не о повышении пенсионного возраста, а о дополнительных мотивационных составляющих для продолжительной работы пенсионеров. Это повышенная зарплата, дополнительные льготы после определенного возраста для работающих людей, бесплатные путевки на курорты хорошего уровня внутри страны и т.д.

По ее мнению, России важно решать проблему в комплексе, не только с позиции пенсионеров, но и всего общества, понимая, что в любом случае мир будет меняться. Необходимо как минимум не потерять тех позиций, которые у нас есть, а как максимум, получить дополнительное конкурентное преимущество в рамках формирующейся новой экономической парадигмы. В этом случае, можно будет и не задумываться о риске нехватки денежных средств для покрытия пенсионных обязательств через 20 или 30 лет, заключила она.