31.05.06 00:00:00
Российские банки признают необходимость принятия действенных мер, сосредотачивая внимание на поиске альтернативных подходов к расширению собственных сетей и разработке клиентоориентированных продуктов и услуг, доступных широкой аудитории потребителей, говорится в письме. В международной практике одной из основных тенденций в реформировании и расширении финансовых служб является выстраивание партнерских отношений между почтовыми администрациями и кредитными организациями. В ряде стран роль почтовых ведомств весьма значительна ввиду того, что они предоставляют доступ к основным финансовым услугам по всей территории страны и способствуют развитию национальной экономики. Высокая востребованность партнерства, Почты и банков характерна и для России. Представители местной администрации и бизнеса, федеральные и региональные банки выступают с инициативой конструктивного сотрудничества с национальным почтовым оператором - ФГУП "Почта России" по развитию почтово-банковских услуг, опираясь, прежде всего, на заинтересованность самого населения в получении доступа к ним. Использование потенциала почтовой сети, охватывающей всю территорию страны, включая самые удаленные населенные пункты, представляет собой уникальный канал продвижения розничного банковского бизнеса. С целью всесторонней проработки данного вопроса при Ассоциации "Россия" создана Рабочая группа по вопросу обеспечения доступности банковских услуг населению в части развития почтово-банковских услуг, в состав которой вошли представители заинтересованных в развитии этого направления банков. Задачей Рабочей группы является анализ практики предоставления почтово-банковских услуг на российском рынке с целью приведения существующих технологий в соответствие с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Согласно действующему законодательству в области почтовой связи Почта может оказывать ряд финансовых услуг самостоятельно: выплата пенсий, пособий, иных социальных и целевых выплат, переводы денежных средств (почтовые), прием платежей. Чтобы в почтовых отделениях клиент получил возможность получить, например, денежные средства по банковским картам, сделать банковский вклад, и имел доступ к потребительскому кредитованию, требуется партнерство почтовых организаций и банков. Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации федеральной почтовой связи, равно как и банки, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. При осуществлении операций по счетам физических лиц основное внимание законодатель обращает на необходимость обеспечения идентификации клиента - физического лица в соответствии с действующим законодательством. Субъекты, которые проводят операции с денежными средствами обязаны обеспечить идентификацию клиента. Представляется, что если это выполняется, нет препятствий для того, чтобы в почтовом отделении (при конструктивном партнерстве почты и банка) населению была обеспечена доступность к банковским услугам. Вместе с тем отдельные положения закона трактуются неоднозначно. Существует мнение, что применительно к технологии почтово-банковских услуг, в частности для открытия счета банковского вклада, вне зависимости от используемой технологии (агентский договор или почтовый перевод) нарушаются требования закона, поскольку денежные средства принимаются от клиентов работником Почты в отделении почтовой связи, а не работником банка в отделении банка. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя. На взгляд Ассоциации, требования указанной выше нормы Федерального закона направлены на обеспечение идентификации клиента. Подчеркивается необходимость самого факта личного присутствия физического лица и его идентификации. Принимая во внимание, что, как указывалось ранее, Почта и банки являются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, и обязаны осуществлять идентификацию, Ассоциация полагает, что технологии организации вкладных операций через отделения почтовой связи соответствуют требованиям закона, в случае, если открытию счета предшествует: . личное (при личном присутствии) заполнение клиентом в отделении почтовой связи документов для открытия счета и перечисление денежных средств в банк; . идентификация клиента Почтой в соответствии с требованиями Федерального закона (а также на основании утвержденных Правил внутреннего контроля ФГУП "Почта России"); . первичная идентификация клиента банком на основании данных (электронного реестра), передаваемых Почтой в банк и служащих основанием для открытия счета. При этом при поступлении документов на бумажном носителе банк осуществляет последующую идентификацию клиента, как вкладчика. |