Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер»:
Прошедший период стал для мирового рынка нефти крайне позитивным, сформировав своеобразное ценовое ралли с установлением новых локальных максимумов. Средний рост цен по основным бенчмаркам составил 9-10%, несмотря на небольшую коррекцию цен вниз во второй половине апреля.
Цены на сорт WTI вырастали до уровня $69,43, а цены на сорт Brent – до $75,13, выйдя на новый ценовой уровень. Спред между сортами нефти по состоянию на 3 мая 2018 г. составил $5,2, отношение спреда к цене сорта WTI – 7,6%. Расширение спреда оказывает позитивное влияние на поставки нефти из США на мировой рынок. Рост цен привел к небольшому увеличению майских поставок основными производителями нефти на мировой рынок.
По апрельским данным МЭА, мировой рынок нефти остается в дефицитном состоянии, а снижение накопленных запасов в странах ОЭСР показывает еще большее ужесточение поставок. Участники сделки ОПЕК+ продолжают сокращать поставки нефти на мировой рынок, несмотря на создавшийся дефицит, создавая угрозу росту экономик основных крупнейших потребителей, что особенно значимо для Европы, Китая и Японии.
По оценке МЭА, запасы нефти в странах ОЭСР резко упали, и в апреле уже соответствовали среднепятилетнему уровню. По оценке ОПЕК, запасы нефти в странах ОЭСР на 12 млн баррелей превышали среднепятилетний уровень, составив 2,83 млрд баррелей в апреле 2018 года.
При этом ожидается ускорение роста потребления нефти в мире во второй половине 2018 г., что еще более усугубит ситуацию с поставками, если участники сделки ОПЕК+ не пересмотрят стратегию добычи. В связи с этим на участников сделки ОПЕК+ в преддверии заседания мониторингового совета 19 апреля оказывалось беспрецедентное давление, однако ОПЕК+ было заявлено, что ограничение добычи сохранится до конца 2018 г., как заявлялось ранее.
Между тем, по поводу ограничения добычи на 2019 г. решения принято не было, а также сообщалось, что существующие квоты до конца 2018 г. могут быть пересмотрены летом текущего года в связи с создавшимся дефицитом нефти на рынке и резко увеличившимся потреблением. Кроме того, прорабатываются механизмы плавного регулирования мирового рынка нефти, в котором при росте цен добыча сокращается, а при снижении – растет.
При этом ОПЕК все больше напоминает о необходимости увеличения инвестиций в отрасль, что возможно лишь при продолжении роста цен. По некоторым заявлениям, Саудовская Аравия заинтересована в росте цен до $80 и выше для наполнения бюджета страны, проведения экономических реформ и получения намеченного дохода от IPO Saudi Aramco.
Добыча нефти в странах ОПЕК, по данным Рейтер, в апреле 2018 г. снизилась на 0,2% к марту 2018 г. и составила 32,12 млн бар. в сутки. Наибольшее падение произошло в Анголе, Ливии, Нигерии, Эквадоре, Катаре, Венесуэле. Добыча нефти в Саудовской Аравии подросла на 0,4%, составив 9,94 млн бар. в сутки, а экспорт нефти в мае увеличится до 7 млн бар. в сутки. Помимо Саудовской Аравии, прирост добычи наблюдался лишь в Ираке.
Согласно расчетам, приверженность пакту ОПЕК+ среди участников ОПЕК в апреле 2018 г. составила 162%. Соответствие России сделке ОПЕК+ в апреле 2018 г. составило 95,2%, общее соответствие всех участников сделки составило 99%, а в мае ожидается на уровне 100%.
Также продолжается обсуждение долгосрочного сотрудничества участников сделки ОПЕК+ через создание новой организации, а также возможное расширение состава участников. В то же время представители Индии сообщили об инициативе создать альянс с основными импортерами нефти в Азию – Китаем, Южной Кореей и Японией – для улучшения условий импорта и ведения переговоров с ОПЕК.
Министры стран-членов ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК, планируют встретиться в Вене 23 июня, сразу после переговоров министров ОПЕК. Заседание технического комитета, контролирующего сделку ОПЕК+, запланировано на 19 июня. В ходе заседания стран ОПЕК в Вене в июне 2018 г. планируется обсуждение эффективности сделки ОПЕК+ и возможное изменение квот по добыче нефти. Кроме того, на сентябрь 2018 г. также запланирована встреча технического комитета ОПЕК+ в Алжире.
На Ближнем Востоке в апреле наблюдалось обострение геополитической ситуации, все более развивающейся в сторону начала крупного военного противостояния Ирана и Израиля. США пока поддерживают позицию Израиля, намереваясь выйти из ранее заключенной сделки по нераспространению ядерного оружия, заключенной между Ираном и представителями крупнейших ядерных держав. Ситуация нестабильна и создает предпосылки ограничения экспорта нефти из Ирана при возобновлении американских санкций, что, несомненно, способствует увеличению политической премии в цене нефти.
Общие запасы нефти и нефтепродуктов в США на 27 апреля 2018 г. выросли на 4,9% и составили 1852,0 млн бар. Запасы сырой нефти за прошедшую неделю выросли на 6,2% к аналогичной дате прошлого года, запасы бензина выросли на 1,2%, запасы дистиллятов снизились на 3,9%. Рост запасов нефти обусловлен резким увеличением импорта до 8,6 млн бар. в сутки, несмотря на прирост экспорта до 2,2 млн бар. в сутки.
По состоянию на 27 апреля 2018 г. запасы нефти в Cushing составили 35,8 млн бар. против 35,4 млн бар. на позапрошлой неделе и 66,7 млн бар. год назад. Запасы в стратегическом резерве США понизились на 0,5% к прошлой неделе и составили 664,3 млн бар.
По данным компании Baker Hughes по состоянию на 27 апреля 2018 г., количество нефтяных скважин на месторождениях США выросло на 5 единиц к предыдущей неделе и составило 825 единиц против 697 единиц на эту же дату 2017 года.
Растущие цены на нефть провоцируют бурение более дорогостоящих скважин, а также подобие нефтяной лихорадки в районах сланцевой добычи. По оценке Simmons & Co, среднее число установок для бурения в 2018 г. составит 1015 единиц, в 2019 г. – 1130 единиц, капитальные затраты на бурение продолжают расти. По оценке Минэнерго США, добыча нефти в стране в 2018 г. составит 10,69 млн бар. в сутки, в 2019 г. – 11,44 млн бар. в сутки.
При этом в мае ожидается рост добычи сланцевой нефти до 7 млн бар. в сутки. Помимо этого, активно ведется продажа лицензий на бурение шельфовых участков.
Торговля фьючерсным контрактом на нефть в Шанхае продолжает активно развиваться, объем торгов уже превысил 100 тыс. контрактов за сессию. Разница в ценах между контрактами создает условия для арбитражных сделок.
Импорт нефти в Китай в марте 2018 г. вырос на 21,4% к февралю 2018 г. и на 0,6% к марту 2017 г., составив 39,2 млн тонн. Основные поставки производились из России – 5,794 млн тонн при средней стоимости поставок на уровне 476,5$/тонна.
Саудовская Аравия стала вторым экспортером нефти в Китай в марте, поставив 4,6 млн тонн при средней стоимости поставок на уровне 479,4$/тонна, но уже с мая поставки могут снизиться на 40%, о чем сообщила компания Sinopec в ответ на повышение цен Saudi Aramco для азиатских поставщиков. Кроме того, пишут, что саудовская компания отказывается осуществлять сделки в китайских юанях, что влечет за собой снижение объемов импорта.
Поставки нефти в Китай из США в марте составили 973,8 тыс. тонн при средней стоимости поставок на уровне 519$/тонна.
Видимое потребление нефти в Китае в марте 2018 г. выросло на 5,6% к февралю 2018 г. и со-ставило 11,86 млн бар. в сутки. Рост спроса отражает увеличение импорта и внутренней переработки сырой нефти. Спрос на бензин в марте упал на 2,1% до 2,78 млн. бар. в сутки, а спрос на дизельное топливо понизился на 3,4% по сравнению с прошлым годом.
По сообщению МЭА, в 2018 г. Китай увеличит темпы наращивания стратегических резервов нефти на фоне торговых противоречий с США. По предварительным расчетам, закупки нефти в 2018 г. составят 95 тыс. бар. в сутки, что на 28% выше, чем в прошлом году. Стратегические запасы Китая на конец 2017 г., по оценке МЭА, составляли 287 млн бар., что эквивалентно 57% от целевого уровня запасов 2020 года.