1 января 2018 года вступает в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами — в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий, устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части пособия по уходу за ребенком до 3 лет) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе будут повышаться ежегодно с 1 февраля на величину фактической инфляции за прошлый год — иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год прогнозируется на уровне 3.2%). Однако это правило не распространяется на материнский капитал, размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года, поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.
Таким образом, в настоящее время Правительство России не планирует повышать пособия семьям с детьми в реальном выражении — нужно понимать, что проводимая с 1 февраля индексация (см. таблицу на 2018 год) на величину прошлогодней инфляции позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого — напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством в далеком в 2015 году.
Единственное, в отношении чего Правительством России запланирован символический рост в реальном выражении — это пенсии в 2018 году. Они будут проиндексированы выше инфляции: соответственно страховые (трудовые) на 3.7% с 1 января и социальные на 4.1% с 1 апреля 2018 года. Это касается в том числе выплачиваемых детям пенсий по инвалидности и по потере кормильца.
В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов — мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении детских пособий в Москве с 1 января 2018 года, которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличатся в 2018 году сразу в 2 раза и более!
Детские пособия в 2018 году: изменения, свежие новости.
Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин, слова которого приводилоагентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, <…> мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит».
- Дело в том, что Правительство сейчас больше нацелено не на то, чтобы дальше увеличивать социальные расходы, а на то, чтобы дать семьям возможность больше зарабатывать самостоятельно. О том, что увеличение социальной поддержки государства не приводит к снижению бедности, в частности, в 2017 году неоднократно говорил Министр финансов России Антон Силуанов:
Подавляющее число бедных в России — это как раз семьи с детьми, причем по большей части работающие. Следовательно, необходимо переориентировать систему социальной защиты, прежде всего, именно на борьбу с бедностью среди работающих.
- Одной из таких мер является уже принятое решение о повышении величины МРОТ (минимального размера оплаты труда) до 85% размера прожиточного минимума трудоспособного населения с 01.01.2018 г. и до 100% — с 01.01.2019 г. Напомним, в III квартале 2017 года, когда Правительством было озвучено соответствующее решение, прожиточный минимум в отношении трудоспособных граждан составлял 11163 рубля.
- Пропорционально запланированному повышению МРОТ будет увеличиваться также минимальный размер детских пособий по социальному страхованию, выплачиваемых работающим гражданам из Фонда социального страхования (ФСС) — пособия по беременности и родам и ежемесячного по уходу за ребенком до 1.5 лет. Поскольку это будет финансироваться из внебюджетного фонда, который пополняется преимущественно из обязательных отчислений работодателей с фонда оплаты труда (взносы на обязательное социальное страхование работников), то такое повышение минимальных декретных пособий работающим гражданам не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
То есть в ближайшие годы в России планируется создать такие условия, при которых значительно меньше семей будет нуждаться в пособиях и других социальных выплатах (но только при условии, если родители работают по трудовому договору — им будет гарантирована и более высокая минимальная зарплата, и повышенные пособия на детей). Объем социальных расходов из федерального бюджета при этом в реальном выражении будет сокращаться, чтобы государству «не платить два раза».
Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости, которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» — например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи — 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…
Детские пособия в 2018 году: изменения. Индексация пособий в 2018 году (таблица)
Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится в соответствии со ст. 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ по единому порядку с 1 февраля, будет утвержден отдельным постановлением Правительства в январе 2018 года на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за 2017 год. В настоящее время она ожидается на уровне 3.2%, что соответствует коэффициенту индексации 1.032.
Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:
- минимального размера оплаты труда (МРОТ) — повышается с 7800 до 9489 рублей (см. проектфедерального закона);
- предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС — в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. проект постановления Правительства).
Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).
Таблица — Пособия на детей в 2018 году
Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты, на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).