Сейчас в России не существует демографических ограничений для повышения пенсионного возраста, считают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). По их данным, после перехода на новые границы пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 63 года для женщин) российские пенсионеры будут жить 14,5 и 23 года, и доля доживших до пенсии составит 80–90%, причем это — заведомо заниженные данные без учета будущего прогресса здравоохранения и роста уровня жизни. Повышение пенсионного возраста, впрочем, по оценке экспертов, потребует других реформ — поддержки занятости оставшихся без пенсий и введения доплат для сейчас немногочисленных пенсионеров старше 80 лет — их также, предположительно, будет все больше.
В среднем россияне будут жить после выхода на пенсию с учетом повышения пенсионного возраста более 15 лет, следует из доклада Высшей школы экономики (ВШЭ) «Демографический контекст повышения возраста выхода на пенсию». Документ был подготовлен экспертами университета и открывает серию исследований, посвященную объявленной пенсионной реформе. Напомним, в середине июля Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект правительства, устанавливающий новые параметры пенсионного возраста — 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Главным положительным эффектом от реформы правительство называет рост пенсий нынешних и будущих пенсионеров — до 20 тыс. руб. через пять лет. Несмотря на это, идея повышения пенсионного возраста имеет мало сторонников за пределами правительства — против нее выступил ряд депутатов Госдумы, представители профсоюзов и других общественных объединений, что привело к акциям протеста в разных городах по всей стране (подробнее см. “Ъ” от 2 июля).
Отчасти публикация ВШЭ — академические комментарии к наиболее распространенным и обычно не основывающимся на научно корректных расчетах аргументам оппонентов реформы.
По мнению экспертов ВШЭ, повышение пенсионного возраста (даже без учета изменения продолжительности жизни) — неизбежная мера, необходимая из-за дисбаланса работающих и пенсионеров. Сейчас «коэффициент поддержки» (численность работающих, обеспечивающих текущими платежами пенсионеров) уменьшился до 2,3, после 2023 года в России на одного человека в пенсионном возрасте будет приходиться менее двух человек в трудоспособных возрастах. Это соотношение приведет или к снижению размера пенсий, или потребует роста бюджетных расходов на пенсии за счет увеличения налогов и уменьшения расходов на другие нужды, в том числе социальные,— это крупнейшая статья госрасходов.
С учетом демографических трендов рост пенсионного возраста — приемлемое решение, подчеркивают авторы доклада. Так, сейчас продолжительность жизни мужчин и женщин, доживших до 60 лет, составляет 16,1 и 21,7 года, что ниже соответствующих показателей в странах ЕС только на 4–5 лет (и сопоставимо со сроками увеличения пенсионного возраста). Сегодня мужчинам, которые дожили до 65 лет, при условии сохранения уровней смертности 2016 года, предстоит прожить 13,4 года, а женщинам, дожившим до 63 лет,— 19,3 года. В 2028 году, когда возраст выхода на пенсию по правительственному плану составит 65 лет, ожидаемая продолжительность жизни мужчин, доживших до 65 лет, согласно прогнозу Росстата, достигнет 14,5 года. В год повышения возраста выхода на пенсию до 63 лет (2034 год) ожидаемая продолжительность жизни женщин в этом возраста будет равняться примерно 23 годам. Эти оценки, отмечается в докладе, являются очевидно заниженными — они определяют только минимальную границу увеличения ожидаемой продолжительности жизни в указанных возрастах при неулучшении уровня потребления, качества здравоохранения и т. д.
Оптимистично демографическая ситуация выглядит и в тех возрастах, представители которых пройдут через повышение пенсионного возраста. По данным доклада, из поколения мужчин 1959 года рождения, живших в начале 2018 года, до текущего пенсионного возраста в 60 лет не доживет 2%, до нового пенсионного возраста в 61 год не доживет 4%. Из мужской части поколения 1963 года до пенсионного возраста не доживут 15–18% от его численности в 2018 году — это также нижняя граница оценок. Но из этой величины 8–9%, т. е. около половины, приходится на тех, кто не доживет и до современного пенсионного возраста. У женщин оценки еще более оптимистичны. Из живущих в настоящее время представительниц поколения 1964 года до нового пенсионного возраста не доживет 1%, из поколения 1971 года — от 4% до 7%, в последней оценке половина приходится на предположительно не доживающих и до возраста 55 лет.
Впрочем, по мнению авторов доклада, повышение пенсионного возраста, даже если для него нет демографических ограничений, необходимо (в силу нарастающих дисбалансов работающих и пенсионеров) проводить в пакете мер соцподдержки. Так, эксперты ВШЭ предлагают существенно повысить пенсии для лиц старше 80 лет, а со временем — для лиц старше 75 лет, а также резко расширить для них возможности пользоваться уходом, в том числе на дому, при ограничениях в автономной жизни. Также необходимо вводить пониженные отчисления в Пенсионный фонд за мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет — чтобы сохранить за ними рабочие места. Уже сейчас, по их оценкам, работает около 40% 60–64-летних мужчин (37,8%) и более половины 55–59-летних женщин (52%). Достаточно высок уровень занятости и в группе 60–64-летних женщин (до четверти), в результате среднее число лет трудового стажа россиян после назначения пенсии по старости — 5,6 года.
Пока единственным объявленным решением, сопутствующим пенсионной реформе, является рост расходов на здравоохранение, предусмотренный в федеральном бюджете до 2024 года. Именно он с наибольшей вероятностью может обеспечить еще более быстрый рост продолжительности жизни в РФ. Сейчас в рейтинге причин смертности именно смертность от онкологии занимает второе место — наибольшие вложения соцблок Белого дома предполагает делать в решение этой проблемы.