28.09.18 13:42:00
Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер»:
В прошедший период рынки цветных металлов оставались под давлением торговой войны между США и Китаем, способствующей наступлению спада в мировой экономике и снижению потребления промышленных металлов. Позитивными оставались рынки меди и цинка в связи со значительным снижением запасов металла на складах LME. Запасы меди также значительно снизились в Шанхае.
Поддержка рынкам цветных металлов может исходить от планируемой реализации инфраструктурных проектов, о которых упоминается в планах как правительства США, так и правительства Китая. Власти Поднебесной даже запланировали выпуск облигаций на 1 трлн юаней (145,5$ млрд) для финансирования инфраструктурных проектов.
Кроме того, в Китае с 1 октября 2018 г. стартует программа зимнего сокращения производства в рамках борьбы со смогом, что окажет негативное влияние на потребление металлов и их цены.
Под влиянием падения запасов цены на медь вырастали до уровня $6355/т на LME, хотя металл в целом остается под давлением ожидания замедления роста мировой экономики. По оценке агентства CRU, избыток меди на мировом рынке в 2018 г. составит 117 тыс. тонн, а в 2019 г. избыток может вырасти до 198 тыс. тонн, что связано с возможным снижением потребления в Китае.
По данным International Copper Study Group (ICSG), баланс мирового рынка меди в июне закрылся с дефицитом в 45 тыс. тонн против дефицита в 5 тыс. тонн в мае 2018 г. По итогам первых 6 месяцев 2018 г. баланс рынка отразил дефицит в 51 тыс. тонн против дефицита в 148 тыс. тонн в аналогичный период 2017 г. Мировое производство рафинированной меди в июне составило 1,95 млн тонн при мировом потреблении на уровне 2 млн тонн.
В Китае дефицит увеличился до 48 тыс. тонн в июне против дефицита в 40 тыс. тонн в мае. Страна является крупнейшим потребителем меди в мире, по оценкам CRU, спрос на медь в Китае составил в 2018 г. около 24 млн тонн. На этом фоне агентство не ожидает роста цен на медь выше $6200-6300/т в течение ближайших 6 месяцев.
Риски перебоев в поставках остаются низкими, т.к. трудовые соглашения на шахтах практически заключены, а основным риском считается вероятное падение потребления меди в Китае. Последнее расширение списка товаров, подпадающих под пошлины, по оценкам, может снизить спрос на медь в Китае примерно на 1%, поскольку в расширенный список включены многие содержащие медь товары.
Внутренний спрос в Китае, хотя и замедляется, скорее всего, будет поддерживаться сокращением процентных ставок, упрощением доступа к кредитным ресурсам и развитием инфраструктурных проектов. Решение китайского правительства наложить 25%-ю пошлину на медный лом из США привело к резкому падению запасов меди в Шанхае и росту премий на поставку до $78-95 CIF Шанхай к середине сентября.
По данным GAC, импорт металлического лома в Китай в августе снизился на 30,5% в годовом выражении до 430 тыс. тонн. При этом импорт лома алюминия упал на 23,4%, медного лома – на 29,7% в годовом выражении. Данное сокращение связано с повышением импортных пошлин на поставки из США. Американские поставщики активно ищут другие направления поставок лома.
Импорт необработанной меди в Китай в августе 2018 г. сократился на 6,7% в месячном выражении до 420 тыс. т, импорт медной руды и концентрата сократился на 9,7%. При этом импорт необработанной меди за 8 мес. 2018 г. вырос на 15,3% к аналогичному периоду 2017 г., импорт медной руды и концентрата вырос на 18% к аналогичному периоду 2017 г. Производство рафинированной меди в Китае в августе 2018 г. выросло на 10,5% в годовом выражении до 749 тыс. т. Рост производства меди за 8 мес. 2018 г. составил 11,4% до 5,84 млн т.
По оценке агентства Antaike, импорт медного концентрата в Китай в следующем году вырастет на 9,2% до 5,22 млн т металлического эквивалента в связи с ожидаемым дефицитом на уровне 12 тыс. т в 2018 г. и 10 тыс. т в 2019 г. против избытка в 173 тыс. т в 2017 г. Рост спроса на медь в Китае в следующем году может составить 3% против роста в 3,1% в 2018 г.
В целом мировое потребление меди, по мнению агентства CRU, продолжит расти в связи с развитием производства электромобилей и обновлением инфраструктуры, что может увеличить спрос в 2018 г. дополнительно на 500 тыс. т, в 2020 г. – на 800 тыс. т.
Долгосрочным видом риска для рыка меди является намерение компании Freeport-McMoRan Inc сократить производство меди на месторождении Grasberg в Индонезии во время перехода к подземной добыче в 2019-20 годах.
По данным Cochilco, производство меди в Чили за 8 мес. 2018 г. выросло на 10,8% к аналогичному периоду 2017 г., составив 3,31 млн т. Основной прирост производства обеспечили шахты компаний BHP Billiton и Anglo American Plc, которые в прошлом году пострадали от забастовок.
Цены на свинец в прошедший период снижались, цены на цинк слегка подросли под влиянием снижения запасов на LME. При этом запасы свинца на LME и в Шанхае также понизились, но это не оказало поддержки ценам. Спред между ценами на свинец и цинк на LME расширился до $550/т в пользу цинка. При этом на рынке цинка ожидается переход от дефицита к избытку, а производители рафинированного металла страдают от высоких цен на концентрат и низких цен на металл.
Хеджирование позволяет частично компенсировать падение цен на цинк, но в случае продолжения падения цен на цинк производство может начать сокращаться. В Китае цены на оцинкованную сталь понизились на фоне сообщения о том, что власти могут разрешить северным провинциям самостоятельно определять степень сдерживания производства в зимний период. Это должно поддержать спрос на цинк на внутреннем китайском рынке.
Цены на никель на LME в прошедший период вновь показали снижение, хотя запасы металла на биржевых складах LME продолжают снижаться. Премии на поставку никеля в Китай в середине сентября выросли до $200-210/т CIF Шанхай под влиянием открывшегося арбитража. Однако, по слухам, сокращение биржевых запасов LME всего лишь означает их перевод на частные склады со складов биржевых, а не рост потребления или дефицит металла. Потрясения в торговой сфере усиливают давление на цены металла. Дополнительное давление на рынок никеля оказывает рост поставок нержавеющей стали с китайского предприятия Циншань в Индонезии. Это уже привело к тому, что китайские власти начали антидемпинговое расследование в отношении данных экспортных поставок на материковый рынок. По оценке Morgan Stanley, экспорт недорогой нержавеющей стали уже негативно повлиял на стоимость сортов стали с высоким содержанием никеля. Более того, поставки с завода Циншань уже начали направляться в другие азиатские страны и в Европу, что повышает давление на цены в мире. При этом негативная тенденция усилится после запуска еще одного гиганта в Индонезии – китайского завода Delong Holdings.
По оценке INSG, дефицит баланса мирового рынка никеля в июле составил 15,3 тыс т против 13,6 тыс. т в июне 2018 г. По итогам 7 мес. 2018 г. дефицит никеля на мировом рынке составил 97,1 тыс. т против 51,8 тыс. т по итогам 7 мес. 2017 г. Мировое потребление никеля в январе-июле 2018 г. составило 1,340 млн т, что на 9% выше, чем в аналогичный период 2017 г. Мировая добыча никеля за 7 мес. 2018 г. выросла на 5,4% к аналогичному периоду 2017 г., составив 1,293 млн т. Мировое производство рафинированного никеля за данный период выросло на 5,6% до 1,243 млн т.
По прогнозу компании «Ноникель», дефицит металла к концу 2018 г. может достичь 120 тыс. т. По прогнозу Macquarie Capital, цены на никель могут вырасти к уровню $15000-16000/т к концу 2018 г. Цены на алюминий в прошедший период также понизились под влиянием очередного продления Минфином США до 12 ноября 2018 г. выхода инвесторов из акций, долговых обязательств и других активов, попавших под санкции компаний «РУСАЛ» и En+.
При этом в августе 2018 г. цены на алюминий вырастали до 2161$/тонна из-за забастовки работников Alcoa в Западной Австралии, что вызвало озабоченность по поводу поставок, которая быстро была забыта рынком. Более того, крупным клиентам «РУСАЛа» позволено производить поставки металла по заключенным договорам с возможностью их продления. Крупными конечными потребителями алюминиями «РУСАЛа» являются такие компании, как Glencore, Toyota, SMZ JSC, Mechem SA и Rio Tinto Inc.
Экспорт алюминия компанией «РУСАЛ» из России вырос в августе 2018 г. на 7% до 281 тыс. т к уровню июля. По железнодорожной статистике ОАО «РЖД», в январе-августе 2018 г. экспорт алюминия марки RUSAL составил 1,81 млн т, что на 18% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
По сообщению Reuters, «РУСАЛ» создаёт торговую компанию в Китае, которая будет заниматься торговлей алюминием, произведенным на внутреннем китайском рынке, а также проанализирует возможности импорта металла в Китай и экспорта алюминиевой продукции. В свете принятого США решения санкции к «РУСАЛу» можно считать значительно смягчёнными. США также объявили о некоторых исключениях по поставкам стали и алюминия для ряда партнёров, включая Аргентину, Бразилию, Южную Корею. По сути, США разрешили производителям стали из Ю. Кореи, Бразилии и Аргентины, а также производителям алюминия из Аргентины, обращаться за исключениями по импортным пошлинам и квотам в случае недостатка схожих предложений, или недостаточного их качества, от американских компаний.
Таким образом, США снимают дефицит с внутреннего рынка алюминия, но всё же оставляют за собой возможность восстановления собственного производства, которое пока не спешит прирастать, хотя старые заводы компании ALCOA начинают восстанавливать работу.
Мировое производство алюминия к концу сентября 2018 г. ожидается на уровне 48,09 млн т против потребления 49,7 млн т, что означает дефицит в 1,61 млн т. По итогам 2018 г. дефицит на мировом рынке алюминия складывается в размере 500 тыс. т.
По данным IAI, мировое производство алюминия в августе 2018 г. выросло до 5,485 млн т против 5,476 млн т в июле 2018 г.
Согласно данным Национального бюро статистики (НБС), производство алюминия в Китае в августе 2018 г. составило 2,84 млн т (+7,8% в годовом выражении) против 2,93 млн т в июле 2018 г. За 8 мес. 2018 г. в Китае было произведено 22,21 млн т алюминия, что на 3,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Импорт необработанного алюминия и алюминиевых продуктов в Китай в августе 2018 г. вырос на 1,4%, за 8 мес. 2018 г. рост составил 15,2% до 3,748 млн т.
Запасы металла на LME и в Шанхае в прошедший период снижались, что указывает на дефицитные поставки алюминия на мировом рынке. Запасы алюминия в японских портах в конце августа составили 323,6 тыс. т против 310,4 тыс. т в июле и 82,6 тыс. т в августе 2017 г. Премии для японских потребителей алюминия на 4 кв. 2018 г. предлагались на уровне $112-115/т.
В этом году мировой рынок глинозема был напряжённым из-за остановки завода Alunorte Norsk Hydro в Бразилии, санкций США к российскому производителю «РУСАЛ» и забастовки на заводах Alcoa по производству алюмосиликатов в Западной Австралии. Совокупность данных факторов приведет к росту дефицита глинозема на мировом рынке в 2018 г. до 1/1,5 млн т.
Китайские производители глинозема использовали резкий рост мировых цен на глинозем для крупномасштабного экспорта, который снизил доступность глинозема внутри страны. Производство глинозема в Китае в августе выросло на 6,3% в годовом выражении до 5,59 млн т, за 8 мес. 2018 г. прирост составил 2,8% до 44,76 млн т. Зимой ожидается сокращение производства глинозема в северных провинциях Китая на 30%, что усилит дефицит сырья на рынке.
Кроме того, в Китае ожидается ограничение на 50% производства угольного анода, необходимого в производстве алюминия, что ещё более усугубит ситуацию на рынке алюминия, особенно если не произойдет полной отмены санкций к «РУСАЛ». Высокие цены на глинозем в конечном итоге должны либо снизиться, либо привести к росту цен на алюминий.
Таким образом, в прошедший период рынки цветных металлов оставались под давлением из-за эскалации торговых войн, укрепления курса доллара США и ожидаемого замедления темпов роста мировой экономики, действовавших на цены негативно. Смягчение санкций США к «РУСАЛу» также оказало понижающее влияние на рынок.
Поддержка рынкам цветных металлов может исходить из развития инфраструктурных проектов. |