02.10.08 00:00:00
Накануне в АБН состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии на страховом рынке (Direct Insurance и Bancassurance)". Эксперты страхового рынка положительно оценили внедрение новых технологий, но при этом выразили общее мнение - интернет-продажи не займут существенной доли рынка. "По моим прогнозам, в ближайшие 5 лет количество потребителей, купивших полис через интернет, составит порядка 10% рынка. При этом доля брокеров будет увеличиваться", - заявил замгендиректора компании "Кредитно-страховой партнер "Нибелунг" Антон Барихновский. По его мнению, внедрение высоких технологий является логичным развитием рынка, в котором есть свои положительные и отрицательные аспекты. "Конечно, приобретение полиса через Интернет обойдется клиенту дешевле, чем в офисах страховых компаний. Но таким способом воспользуются в основном владельцы недорогих автомобилей, стремящиеся сэкономить, а страхование подержанных автомобилей остается на сегодняшний день убыточным направлением", - отметил эксперт. Брокеры полагают, что у страховщика будет накапливаться база с более высокой убыточностью, чем при классическом страховании. К тому же, по их мнению, компаниям придется уделять больше внимания продвижению новых продуктов и формированию у потенциальных клиентов культуры страхования. "Незнание страхователями ограничений по рискам может привести к неправильному оформлению заявки и последующему отказу по выплатам", - пояснил А.Барихновский. С вышесказанным не согласился директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Алексей Образцов. По его мнению при использовании Direct Insurance и Bancassurance клиент получает наиболее полную и качественную информацию о предложениях страховщиков и может более четко разобраться в условиях предоставления пакета услуг. "Клиент, заходя на сайт, может спокойно ознакомиться со всем пакетом документов. Просчитать несколько видов страхования. Выбрать для себя наиболее удобную с экономической точки зрения услугу. Если он что-то не поймет, может позвонить в Call- центр ", - пояснил А.Образцов. Отметим, компания "Ренессанс страхование" первой в России ввела интернет-продажи - системы Direct Insurance и Bancassurance. В Петербурге эти программы были запущены 1 сентября 2008г. По словам А.Образцова, компания вложила в 2008г. в продвижение интернет-продаж в северной столице 600 тысяч долларов. По итогам первых нескольких месяцев работы, компания планирует увеличить бюджет рекламной кампании. "Мы планируем в ближайшее время достичь доли завершенных котировок в размере 30-40% от количества поданных заявок через интернет. На западе продажи в этом направлении выросли тогда, когда клиенты стали возвращаться, то есть продлевать свои полисы", заявил страховщик. По оценкам экспертов, в настоящее время в России уровень проникновения интернета среди населения составляет 30% от общего числа россиян. В абсолютном значении эта цифра составляет 33 млн. человек. По данным исследований, 45% пользователей интернета - это люди с высоким доходом, соответственно, потенциальные клиенты страховых компаний. "Выгода для клиентов при использовании Direct Insurance заключается не только в уменьшении стоимости пакета услуг и в получении удобной и полной информации о продукте, но и в формировании своего интересного пакета. Клиент в "личном кабинете" может оперативно ознакомиться со своей историей, платежами, произвести необходимые изменения в пакете услуг. К тому же, страхователь после оформления получает идентификационный номер (ID), который позволяет оператору Call-центра оперативно увидеть информацию о клиенте и ответить на его вопросы", - пояснил А.Образцов. По мнению доцента кафедры Страхования СПбГУЭФ (ФИНЭК) Дениса Горулева, через Интернет могут продаваться только так называемые "коробочные продукты": ОСАГО, КАСКО, квартира. "Что касается более сложных продуктов, таких как страхование имущественных комплексов, юридических лиц, сложных видов ответственности, там система андеррайтинга достаточно сложная. Необходима большая предварительная работа с клиентом", считает Д.Горулев. По мнению эксперта, при оформлении заявки через интернет необходимо уделить особое внимание юридическому статусу документа. Со сказанным согласен замначальника отдела финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти Александр Петров. "То, что происходит при оформлении в интернете, это не полис, а заявление о намерении. Каков его правовой статус? Как заявка вписывается в судебную практику? - разъяснил А.Петров. В свою очередь А.Образцов пояснил, что полис начинает действовать только после того, как на нем есть печать и подпись страховщика, подпись клиента и квитанция об оплате услуг. Более осторожно к развитию интернет-технологий подходят брокеры. По их мнению, борьба за клиентов приведет к усилению конкуренции на рынке и соответственно удешевлению пакетов услуг до 50%. При этом брокеры считают, что увеличение числа компаний, предоставляющих интернет-продажи приведет к путанице страхователей при выборе услуг. Решение этой проблемы брокеры видят в развитии консультационных услуг для страхователя. В круглом столе принимали участие: Образцов Алексей Владимирович - директор управления маркетинга Северо-западного дивизиона "Ренессанс страхование"; Барихновский Антон Игоревич - заместитель генерального директора компании "Кредитно-страховой партнер "Нибелунг"; Горулев Денис Алексеевич - Доцент кафедры Страхования СПбГУЭФ (ФИНЭК); Петров Александр Петрович - замначальника отдела финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти (ФАС). |