Заместитель министра напомнила, что с 1 января 2012 года вступила в силу новая система денежного довольствия военнослужащих и в результате уровень оплаты воинского труда возрос в 2,5–3 раза. 1 января 2018-го оклады военнослужащих были увеличены на четыре процента. В дальнейшем индексация произойдет 1 октября 2019-го, 1 октября 2020-го и 1 октября 2021 года на 4,3, 3,8 и 4 процента соответственно. Что касается военных пенсий, отметила главный военный финансист, то они были проиндексированы на четыре процента с 1 января 2018-го одновременно с денежным довольствием действующих военнослужащих. В 2019–2021 годах пенсии также будут расти вместе с его индексацией.
Однако если обратиться к нормам законодательства о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и сравнить их с действительностью, то картина получится далеко не такой радужной.
Попробуем, вооружившись калькулятором и раскрыв нормативные документы, посчитать, что же на самом деле имеют сегодня военнослужащие и военные пенсионеры в денежном выражении и в какой мере размеры их материального обеспечения соответствуют нормам действующего законодательства, то есть установленному в 2012 году новому порядку исчисления военных пенсий, а также и майским указам президента Российской Федерации (2012, 2018).
Основополагающим законодательным актом по данному вопросу является ФЗ № 306 от 7 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В нем есть очень важная норма (п. 9 ст. 2): размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
“Почему-то замалчиваются и не реализуются нормы, предусмотренные майскими указами президента Российской Федерации”
Однако на практике данная норма в 2012–2017-м не работала, ее действие приостанавливали на каждый очередной год, ссылаясь на сложную финансово-экономическую ситуацию. В результате военнослужащие недополучали значительные денежные суммы. Вследствие приостановки действия рассматриваемых законодательных норм рядовой солдат-контрактник в 2017-м ежемесячно недополучал более 4,6 тысячи рублей, командир взвода – 8,5 тысячи, командир полка – 11,2 тысячи рублей. А если учесть дополнительные выплаты, исчисляемые из размеров окладов, недополученные суммы будут еще больше.
Лишь с 1 января текущего года оклады денежного довольствия военнослужащих были проиндексированы на четыре процента. Хотя размер индексации несколько превысил запланированный уровень инфляции (2,8%), это никак не компенсировало недополученное денежное довольствие за 2013–2017 годы.
Таким образом, даже при условии реализации намеченной на 2019–2021-й индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть в 2018 году при условии выполнения в 2013–2017-м законодательной нормы об индексации, не будут достигнуты и к 2021-му. Поэтому есть все основания говорить об упущенных возможностях и утраченных иллюзиях военнослужащих.
От денежного доволствия военнослужащих напрямую зависят размеры военных пенсий. Ведь согласно статье 43 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении размеров военных пенсий, включаются:
оклад по воинской должности;оклад по воинскому званию;ежемесячная надбавка за выслугу лет.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013-го ежегодно увеличивается на два процента до достижения 100 процентов. В законе сказано, что с учетом уровня инфляции (потребительских цен) законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем два процента. В среде военных пенсионеров это получило неофициальное название «понижающий коэффициент».
В последующие годы указанный коэффициент к размеру денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, соответствующими законами о федеральном бюджете повышался неоднократно.
В 2013–2017 годах коэффициент рос более высокими темпами, чем это указано в законе о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу: к 2017-му он составил 72,23 процента, что на 8,23 процента выше предусмотренного законом. Это несколько компенсировало военным пенсионерам отрицательные последствия неиндексации размеров денежного довольствия военнослужащих, но не покрывало уровень инфляции.
В 2018 году «понижающий коэффициент» не индексировался со ссылкой на то, что рост военных пенсий обеспечен повышением размеров окладов денежного довольствия военнослужащих. На том же уровне и по той же причине, судя по проекту федерального бюджета, представленного правительством в Государственную думу, останется значение данного коэффициента и в 2019-м.
Важно отметить, что почему-то замалчиваются и не реализуются нормы, предусмотренные майскими указами президента Российской Федерации (ни словом не обмолвилась об этом и Татьяна Шевцова):
согласно подпункту «г» пункта 1 указа президента РФ от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» правительству предписано обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на два процента сверх уровня инфляции;подпункт «в» пункта 1 указа президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» требует от правительства обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан, а также пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
За все анализируемые годы требование президентского указа № 604 от 7 мая 2012 года о ежегодном увеличении военных пенсий на два процента сверх уровня инфляции не было выполнено ни разу. Это вызывает недоумение при огромном общественном интересе и повышенном внимании к реализации майских указов главы государства. По какой-то причине пока никто не понес ответственности за фактический срыв стратегических целевых ориентиров, определенных данными документами.
Еще большим диссонансом это звучит на фоне состоявшегося 24 октября 2018 года заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, где глава государства потребовал в предстоящие годы совершить настоящий прорыв в социальной сфере, прежде всего чтобы обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России, широкие возможности для самореализации каждого.
Сейчас в палатах Федерального собрания идут слушания по проекту федерального бюджета на 2019-й и плановый период до 2021 года. Возможно, в ходе дискуссий в представленный правительством Российской Федерации проект бюджета будут внесены какие-то поправки в части, касающейся денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий. Тем более, как неоднократно отмечалось, бюджет впервые за последние годы будет профицитным.
Остается лишь надеяться, что законодатели услышат слова Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, произнесенные им 26 октября 2018 года на церемонии представления офицеров и прокуроров по случаю их назначения на должности и присвоения высших воинских (специальных) званий и классных чинов. Президент России особо подчеркнул: социальные гарантии военнослужащим государство будет укреплять и впредь. Он напомнил, что с 1 октября будущего года денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц увеличится на 4,3 процента (с учетом принятого решения об индексации). Дополнительно будут проиндексированы на два процента военные пенсии, что позволит повысить размер выплат на 6,3 процента.
Если это произойдет, то наконец-то в будущем году (правда, не с начала года, а только с 1 октября) будет реализована норма Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 о ежегодном увеличении пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на два процента сверх уровня инфляции.