28.12.18
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance:
На прошлой неделе похоронили моего друга. Сорокапятилетний мужчина, любящий муж и отец троих детей, кандидат наук, доцент, который через год планировал стать доктором и профессором… Не пил, не курил. Ушел на работу, чтобы вечером по дороге домой, упасть с разорванным тромбом сердцем. Я знал его с наших подростковых лет, с кружка во Дворце пионеров, тогда еще носившем имя А.А. Жданова. Мы учились в университете, который только-только избавился от имени того же вождя, я был на год старше.
Наука влекла, но она и испытывала. Если в советское время в институтах было много людского балласта, то к середине девяностых все изменилось. Те, кто вспоминает это время, выхватывает из сознания яркие куски – как в 1992 году обесценились сбережения, как зарплаты в исследовательских институтах и ВУЗах не хватало не то, что на относительный достаток, но порой и на еду детям… Это, конечно, унизительно и ужасно, но это имело и неожиданный положительный эффект. Из научной сферы ушли «хорошие мальчики и девочки» (порой хоть и не старого, но уже и не юного возраста) с дипломами. Ушли в чиновники, в милицию, в армию, в торговлю компьютерами, в риэлторы, в журналисты, да много куда…. Остались там из молодежи только удачно вышедшие замуж дамы, которые не хотели записываться в домохозяйки, да настоящие таланты независимо от пола.
Я быстро переучился и отправился работать в инвестиционную компанию специалистом по ценным бумагам, а мой друг остался в науке. И быстро выяснилось, что его настоящий дар в совершенно некоммерческой сфере и в новых условиях обеспечивает если не богатство, то достойное существование. Выигрыш грантов, регулярная работа по контрактам с зарубежными центрами. Кстати, много лет спустя, мы все-таки отчасти стали коллегами по-настоящему, хотя произошло это неожиданно – в журналистике. Я ушел туда еще раз сменив профессиональную сферу деятельности, а он занялся научным редактированием журнала для специалистов.
И параллельно у него успех на личном фронте – женитьба на однокурснице, которая тоже оказалась человеком исследовательского склада, рождение детей…
Но этот текст не про талант и не про любовь и дружбу. Про эти высокие материи уже много раз написали объемные романы большие писатели (или люди, которые думали, что они – мастера пера). Мой скромный материал про деньги, будь они неладны, да еще в такой момент.
Сейчас семья моего друга живет в просторной квартире в сталинском доме, купленной в ипотеку. Еще не старый ученый (официально «молодой ученый» - это кандидат наук до 35 лет, доктор до 40 лет) не собирался умирать, но как ответственный человек, застраховал свою жизнь. Полис в самом тяжелом случае, который как раз и произошел, покрывает две трети непогашенного кредита. Остающаяся одна треть по стоимости примерно соответствует комнате в коммуналке.
«Я хорошо зарабатываю, у меня две работы, я уже нашла третью», - сказала мне теперь уже вдова. Я верю, что она справится, но тянуть это, когда старшему ребенку скоро поступать в ВУЗ, а младший следующей осенью пойдет в школу, даже с помощью родных и друзей, тяжело.
Из этой печальной ситуации можно сделать несколько выводов. Первый – не все в стране так плохо, раз в ней есть еще такие люди. Второй – не надо думать, что все многодетные семьи – профессиональные выбиватели социальной помощи всех видов. Третий – страхование серьезных кредитов, это не «навязываемая услуга», а вещь совершенно необходимая. И лучше на ней не экономить. Четвертый – берегите себя, проходите медицинские обследования вовремя.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора.
|