18.04.19 15:15:00
Банк «Открытие» и Аналитический центр НАФИ впервые замерили готовность малых и средних предприятий российских регионов к цифровой экономике. Презентация уникального индекса состоялась сегодня, 18 апреля, на форуме "Цифровая эволюция бизнеса" в Москве.
Банк «Открытие» и Аналитический центр НАФИ в январе-феврале 2019 г[1]. провели масштабное исследование готовности предприятий МСБ Москвы и российских регионов к цифровой модели бизнеса. На основании опроса подготовлен первый в России Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index). Он интегрирует пять частных индексов:
- средства передачи и хранения информации - использование мобильного интернета, широкополосного доступа в интернет, облачных сервисов и т.д.;
- интеграция цифровых технологий в бизнес-процессы – практика внедрения CRM-системы, интранета, чат-ботов, автоматизированных систем управления персоналом и т.д.;
- использование интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг – сайта, социальных сетей, мессенджеров и т.д.;
- информационная безопасность - внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ;
- человеческий капитал - развитие цифровых компетенций у руководства и сотрудников компании.
Индекс BDI может принимать значения от 0 процентных пунктов (минимум) до 100 п.п. (максимум) и рассчитывается как среднее арифметическое между значениями пяти частных индексов. По данным на первый квартал 2019 года, Индекс цифровизации российского бизнеса (BDI) в среднем по стране составляет 34 п.п. из 100 возможных.
Наиболее высокие показатели показали индексы использования компаниями цифровых средств передачи и хранения информации (43 п.п.), интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (39 п.п.) и применения интернет-инструментов для продвижения товаров и услуг (38 п.п.).
На самом низком уровне находятся частные индексы информационной безопасность компании (33 п.п.) и развития цифровых компетенций у сотрудников (15 п.п.).
Индекс цифровизации московских компаний на 10 п.п. выше индекса для региональных компаний - 42 п.п. против 32 п.п.
Московские компании опережают региональные по значениям всех частных индексов. Наибольшие различия между московскими и региональными компаниями отмечены в области интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы (51 п.п. против 38 п.п. соответственно), в информационной безопасности (42 п.п. против 32 п.п.), а также использовании средств передачи и хранения информации (51 п.п. против 41 п.п.).
Московские компании более эффективно используют интернет как инструмент продвижения своих товаров и услуг. Больше половины московских компаний (57% против 26% в регионах) имеют полноценный сайт с детальной информацией о компании и ее деятельности. Также у трети организаций, зарегистрированных в Москве (36% против 28% в регонах), есть страница в социальных сетях. Среди московских предпринимателей по сравнению с региональными существенно выше доля тех, кто размещает рекламу в интернете (49% против 39% в регионах) и продвигает сайт компании в поисковых системах (41% против 31% в регионах).
В российских компаниях по-прежнему уделяется мало внимания вопросам информационной безопасности. Утвержденную политику информационной безопасности имеет лишь каждая третья компания в Москве – 33%, и каждая четвертая в регионах – 25%. У трети региональных компаний вообще нет систем обеспечения информационной безопасности (35% против 20% в Москве).
И московские, и региональные компании пока уделяют мало внимания обучению сотрудников в области цифровых технологий – 89% компаний в Москве и 94% региональных компаний ни разу не организовывали образовательные программы в этой сфере для своих сотрудников. При этом 47% опрошенных руководителей московских компаний и 53% региональных отмечают, что необходимости в проведении образовательных курсов нет. Еще 33% предпринимателей в Москве и 24% в регионах считают, что подобные тренинги нужны только тем сотрудникам, кто непосредственно связан с цифровыми технологиями.
Переход к цифровизации дает ряд преимуществ как для самих компаний, так и для государства. Для предпринимателей плюсы внедрения новых технологий выражаются в сокращении издержек компании, повышении производительности труда, оптимизации процессов взаимодействия с клиентами. Государство заинтересовано в упрощении административных процедур, оптимизации процесса регулирования деятельности МСБ и, как следствие, росте сегмента малого и среднего бизнеса.
При этом сами предприниматели недостаточно хорошо информированы о возможностях, которые открывает цифровизация, не всегда готовы инвестировать во внедрение новых технологий и обучение сотрудников цифровым компетенциям.
Заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова отметила, что большинство предпринимателей (71%) считают, что цифровизация бизнес-процессов даёт преимущества компании в развитии бизнеса. «Цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создаёт новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. При этом низкий уровень осведомлённости о возможностях цифровых технологий. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации», - сказала Надия Черкасова.
Гузелия Имаева, генеральный директор, Аналитический центр НАФИ: “Для успешной цифровой трансформации бизнеса необходимо не только внедрять цифровые технологии, пользоваться самыми новыми инструментами для построения бизнес-процессов и защиты информации в компании, но и создавать особую корпоративную культуру, направленную на освоение новых технологий. Сотрудники должны находиться в постоянном развитии и получать самую современную и актуальную информацию о трендах в области цифровизации для их сферы бизнеса. Для этого руководителю важно обучаться самому и организовывать тренинги и дополнительные курсы по получению новых знаний и практики для своих сотрудников”.
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index), в процентных пунктах
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Индекс цифровизации бизнеса (BDI)
|
34
|
42
|
32
|
Частные индексы
|
Каналы передачи и хранения информации
|
43
|
51
|
41
|
Интеграция цифровых технологий
|
39
|
51
|
38
|
Использование интернета
|
38
|
45
|
37
|
Информационная безопасность
|
33
|
42
|
32
|
Человеческий капитал
|
15
|
18
|
15
|
* Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
«Какими услугами связи, передачи и хранения информации Вы пользовались за последний месяц для бизнес-целей?*», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Мобильная связь
|
81
|
85
|
80
|
Мобильный интернет
|
69
|
75
|
68
|
Широкополосный доступ в интернет
|
61
|
77
|
59
|
Облачные сервисы для хранения и обработки данных
|
21
|
32
|
19
|
Сервера для хранения и обработки данных
|
19
|
25
|
18
|
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Интранет
|
39
|
40
|
39
|
CRM-системы
|
17
|
27
|
15
|
Технологии 3D-печати
|
8
|
12
|
8
|
Чат-боты
|
7
|
11
|
6
|
Интернет вещей
|
7
|
8
|
6
|
Автоматизированные решения для управления персоналом
|
6
|
13
|
5
|
VR/AR-технологии
|
4
|
4
|
3
|
Технологии блокчейн
|
2
|
7
|
1
|
Искусственный интеллект
|
2
|
6
|
2
|
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Есть ли у Вашей организации собственный веб-сайт?», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Есть сайт с контактами и базовым описанием
|
15
|
15
|
15
|
Есть полноценный сайт с детальной информацией о компании и продуктах/услугах
|
30
|
57
|
26
|
Нет сайта
|
54
|
27
|
57
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
2
|
«Есть ли у Вашей организации собственные страницы в социальных сетях?», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Есть страница в социальных сетях
|
29
|
36
|
28
|
Нет страницы в социальных сетях
|
71
|
64
|
72
|
«Есть ли у Вашей организации контакты компании в мессенджерах (Viber, WhatsApp), куда могут написать Ваши клиенты / партнеры?», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Есть контакты в мессенджерах
|
37
|
32
|
38
|
Нет контактов в мессенджерах
|
63
|
68
|
62
|
«Какие способы продвижения использует Ваша компания?*», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Реклама в интернете
|
41
|
49
|
39
|
Продвижение сайта в поисковых системах
|
33
|
41
|
31
|
Продвижение в социальных сетях
|
26
|
33
|
25
|
Размещение информации о компании на электронных площадках
|
25
|
22
|
26
|
Продвижение через базу контактов клиентов в мессенджерах
|
14
|
15
|
13
|
Продвижение через колл-центр
|
6
|
6
|
6
|
«Сарафанное радио»
|
6
|
5
|
6
|
Нет, не используем
|
25
|
23
|
25
|
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«Есть ли в Вашей организации утвержденная политика информационной безопасности, которой должны следовать все сотрудники?», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Есть политика информационной безопасности
|
26
|
33
|
25
|
Нет политики информационной безопасности
|
72
|
66
|
73
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
1
|
2
|
«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?*», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
В компании есть центр мониторинга сетевых атак
|
2
|
4
|
2
|
Используем специализированные программы для защиты бизнеса
|
26
|
36
|
24
|
Используем антивирусные программы для физических лиц
|
46
|
45
|
46
|
Ничего из перечисленного
|
33
|
20
|
35
|
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
«За последние полгода Ваша компания организовывала или направляла на обучение в области цифровых технологий своих сотрудников?», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
У нас внедрены централизованные образовательные программы
|
1
|
3
|
1
|
Мы оплачиваем тренинги/ мероприятия по желанию сотрудника
|
5
|
8
|
5
|
Нет, не проводим
|
94
|
89
|
94
|
«Кому в Вашей компании нужны курсы / тренинги по пользованию цифровыми технологиями в компании?», в % от всех опрошенных
|
Россия
|
Москва
|
Регионы
|
Необходимы только сотрудникам на руководящих должностях
|
13
|
9
|
13
|
Необходимы всем сотрудникам
|
7
|
8
|
6
|
Необходимы только тем, у кого это связано с их профессиональной деятельностью
|
25
|
33
|
24
|
Не нужны нашим сотрудникам
|
52
|
47
|
53
|
Другое
|
2
|
2
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
1
|
|