07.06.19
Сессия Сбербанка «Венчурный рынок в 2019–2020 годах: смогут ли единороги выжить после IPO и продолжить свой рост?» состоялась во второй день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Заседание, которое моделировал заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис, вызвало интерес профессионалов, зал был переполнен. Разговор был о самом главном – куда вкладывать деньги, где искать тех самых легендарных зверей? И хорош ли у них нрав?
Венчурный (те вкладывающий капитал в новые научно технические разработки, англ. venture — рискованный) американский предприниматель Эйлин Ли в своем эссе несколько лет назад назвала «единорогом» стартап-компанию, капитализация которой достигает 1 млрд долл. за пять лет. Термин прижился, возможно, потому что издавна в геральдике мифический зверь единорог символизирует чистоту и искания, а так же могучую силу, скрытую в существе с относительно небольшим размером тела.
Однако, довольно мистики и красивых легенд. Ближайший год обещает быть плодовитым на IPO крупнейших американских и китайских стартапов. Планируется первичное размещение акций более 20 фирм-единорогов, среди которых Airbnb, WeWork, Didi и Uber. Уже вышли на IPO Lyft, Pinterest, Zoom.
Сегодня капитализация 1 миллиард долларов для компании представляется средней. Купив долю в растущей компании есть шанс выиграть много: если такая фирма захватит долю на стремительно растущем рынке, то стоимость акций подорожает в несколько раз, а то и в десятки раз. В то же время, перед IPO корпорации проходят предпродажную проверку и риск при охоте на единорога на порядок меньше, чем при частном инвестировании в совсем новую непубличную компанию. Поэтому инвестиции в публичные размещения не требуют глубокого профессионализма от инвестора. Правда, и доходность у «бизнес-ангелов», тех что делают вложения совсем на старте проекта, в теории может быть пропорционально выше.
2019 год должен побить новые инвестиционные рекорды, запланировано самое больше число IPO в 21 веке. Среди ожидаемых премьер: Slack, платформа корпоративных коммуникаций, «убийца внутрикорпортативной электронной почты», экспертная оценка объема размещения 17 млрд долл.; Airbnb – сервис краткосрочной аренды квартир (фактически он может сделать на этом рынке то, что сделал «Убер» с рынком такси), экспертная оценка объема размещения 38 млрд долл.; Palantir technologies— я американская компания, разработчик программного обеспечения анализа данных, платформа кибербезопасности, экспертная оценка объема размещения 25 млрд долл.; Robinhood – платформа для инвестиций - экспертная оценка объема размещения 8 млрд долл. и т.д.
Но если посмотреть на судьбу акций, которые уже прошли размещение, то здесь есть примеры, как значительного роста, так и заметного падения. Инвестор покупает акции, а они после размещения все дешевле. Это отдельные неудачи или предвестник кризиса? Соответственно главный вопрос, которые решают как частные инвесторы, так и управляющие фондами – надолго ли бум?
Вот мнения экспертов, прозвучавшие на сессии. Елена Ивашенцева, старший партнер Baring Vostok Capital Partners: «Сейчас наблюдается бум. С развитием цифровой экономики появились модели, в которых сетевой эффект позволяет очень быстро выращивать компании до большого масштаба. Оценки бизнесов со стороны инвесторов за последние 10 лет радикально поднялись. Поисковик «Гугл» когда-то весил 23 миллиардов долларов, а сейчас выход на IPO с оценкой 100 млрд обычное дело. В то же время, псли компания не может объяснить бизнес-модель, то она не готова к выходу на IPO, даже если у нее есть бизнес-платформа».
Ник Костов, Управляющий партнер, Ribbit Capital: «Мы инвестируем в финтэк по всему миру. Когда появился термин «единорог», то под него поадали всего 39 корпораций, сейчас примерено 150. Пресса с ума сходит. Основатели фирм используют наилучшие возможности для продажи акций. Старт-апы создают новые линии поведения».
Лев Хасис заметил, что сейчас есть любопытная тенденция. Время от создания компании до публичности или до продажи стратегу удлиняется.
Борис Добродеев, генеральный директор, Mail.Ru Group, ответил, что причина в необходимости тщательной проработки: «Время, когда достаточно было сделать платформу и все, потом банер повестить, ты уже готов к продажам акций, это время прошло. На IPO все больше неприбыльных компаний, но им там неудобно. Правда есть тенденция входа стратегических денег, они готовы в долгую вкладываться. Тот же «Убер» не смог бы 8 лет назад выйти на бижу – или сперва стал бы прибыльным, а потом вышел, или просто бы разорился.
Инаки Беренжер, генеральный директор, CoverWallet, компанию которую Лев Хасис назвал «потенциальным единорогом», судит по опыту: «Многие предприниматели, когда развивают компании, сперва часть акций продают непублично. Продали, значит, у них появилась часть денег. Они могут ждать, тщательней готовить развитие. Одно дело тысячи акционерам объяснить, после IPO, как теперь будет расти компания, другое дело немногим квалифицированным стратегам. С небольшим числом крупных акционеров-партнеров, развитие корпораций идет быстрее».
Лев Хасис выразил скепсис в стиле, а не голый ли этот король? Может быть «единорги» не стоят столько? Это просто люди, облачные технологии, компьютеры? Они красиво упакованы, на них повешен ценник «миллиард» у.е.
В то же время процесс смотрин взаимен. Сейчас не столько инвесторы выбирают хорошие компании, сколько хорошие компании выбирают инвесторов.
Это заметил Томоюки Нии, генеральный директор, SBI Holding: «60 триллионов долларов гуляет по миру. Этот массив денег движется, благодаря технологиям. Отсюда скачки в криптовалюте. Это касается и единорогов, покупок их акций. Некоторые из них прибыльны. Но если нет экспоненциального роста, то оценка слишком высока».
Чие Хуанг, Генеральный директор, Boxed.com, как представитель тех самых единорогов, заявил, что нужно сделать поправку на развитие. «Вопрос в горизонте инвестирования. Учтите развитие мира. Вчера Герман Греф сказал мир будет трансформирован. Нужен долгосрочный подход, именно будущее сидит в котировках».
Алексей Катков, Управляющий партнер, АФК «Система» скептичен: «Все единороги разные. Еще 5 лет назад было четкое определение, что это. Сегодня же размыт стиль, в переводе на музыку – от Вивальди до Шаинского. Сейчас единорог рождается в 4 дня, а скоро будет ежедневно. С моей точки зрения, оценки этих компаний слишком завышены. И еще национальная особенность: у нас в России – единорог может быть назначен сверху. Аутсорсинг налогов, например». Это было, наверное, предупреждение.
Дискуссия завершилась попыткой угадать – страны и регионы, где единороги будут появляться чаще всего, а так же перспективные отрасли для разведения этих существ.
Эксперты как-то увлекшись перечислили практически весь мир: США, Латинская Америка, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Африка. Эти места назвались чаще всего. Реже, но тоже звучали - Израиль, Британия, Европа. Россия называлась, хоть и не как лидер.
Так же и с отраслями. Общий принцип: точки роста там, где нужны решать проблемы с инфраструктурой, где есть много потребителей, где растет средний класс. Перспективен финтех, сервис, генная инженерия, пищевые технологии, образовательные услуги, программное обеспечение.
И как знать, может быть, единорог уже пасется на вашей ферме?
Алексей МИРОНОВ |