19.08.19 13:30:00

Общество потребителей СПб и ЛО: требования к кредиторам, действующим через торговых агентов, должны быть ужесточены
С 1 октября начнут действовать поправки в ФЗ от 02.08.2019 N 271-ФЗ, согласно которым микрокредитные компании смогут поручать кредитной организации проводить идентификацию клиента-физлица. По словам авторов поправки, она должна исключить случаи, когда неизвестное лицо получает заем, используя чужие паспортные данные.
Однако, юристы Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области считают, что этих мер недостаточно.
«В Петербурге процветает нездоровая практика предоставления банками и микрофинансовыми компаниями (МФК) потребительских кредитов гражданам через так называемые «уполномоченные точки продаж», – говорит Виктор Чебышев, консультант Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. – Об этом свидетельствует практика обращений к нам потребителей.
Предлагаемая мера о том, что микрофинансовая компания может поручить банку идентифицировать клиента, ни в коей мере проблемы не решит. Пострадавших меньше не станет».
«Уполномоченные точки продаж» – это салоны красоты, медицинские и правовые центры, где вместо обещанной бесплатной консультации клиентов убеждают в срочности получения дорогостоящей услуги и фактически обманным путем оформляют заявки на потребительский или микро-кредит.
Вместе с договором на оказание услуг им подсовываются на подпись бланки «пробных» индивидуальных условий и поручение банку на перечисление средств по кредиту. При этом потребителя убеждают, что его подпись пока ничего не значит без подписания кредитного договора с банком и договора на открытие счета.
Клиент отправляется домой «подумать», а в это время банк перечисляет в «торговую точку» заявленную сумму и отражает ее как обязательство по кредиту конкретного клиента. Через пару дней потребителю поступает звонок из банка или SMS -сообщение с напоминанием оплатить взнос по погашению кредита. В основе такого требования лежит якобы направленная им и принятая банком оферта (предложение) на кредит и поручение на оплату услуг за счет кредита.
Суммы, на которые таким образом подписывают граждан, – от 46 000 руб. до 200 000 руб.
«Как правило, банки и МФО не проводят идентификацию заявителя, не звонят таким людям, чтобы уточнить, действительно ли они обращались за получением кредита, а напротив действуют с позиции силы и угроз, обещая испортить такому лицу кредитную историю.
Со слов пострадавших, в настоящее время правоохранительные органы ведут предварительные расследования по десяткам таких случаев. Получив от банка деньги, «точки продаж» отключают телефоны, либо переносят офис в другое место, либо вообще закрываются. А люди, и это как правило пенсионеры и иная незащищенная часть населения, независимо от этого платят огромные суммы по погашению недобросовестно размещенных банками кредитов, при этом не получив никаких услуг», – констатирует Виктор Чебышев.
Регулирование и требования к открытию и деятельности таких кредиторов, действующих через торговых агентов или иных лиц, должны быть незамедлительно и в корне пересмотрены как со стороны Центрального банка, так и законодателя, считают в Обществе потребителей СПб и ЛО.
«По моему мнению, банк при любой ситуации обязан провести полную идентификацию клиента. Он должен удостовериться, что клиент действительно обращался за получением кредита; объяснить ему все риски по кредиту, предоставить всю необходимую информацию о сумме кредита и процентной ставке. Банк также обязан дать клиенту информацию о том, какую сумму ежемесячно он будет платить в счет погашения основной суммы кредита и по оплате процентов за кредит, а также иную информацию, в том числе об изменении процентной ставки в случае нарушения им обязательств, а также о штрафных санкциях.
Я считаю, что если кредит предоставлен потребителю без предоставления такой информации и тем более без идентификации заемщика, это нужно расценивать, мягко говоря, как использование недобросовестной банковской практики. Бесспорно, такой кредит должен считаться незаключенным, с вытекающими из этого последствиями, установленными законом», – настаивает Виктор Чебышев. |