Ежемесячную выплату из средств МК, как известно, могут получать только семьи с низкими доходами. Таковыми считаются домохозяйства с бюджетом, менее чем 1,5 прожиточного минимума на члена семьи, причем подтвержденными за последние двенадцать месяцев. Назвать данное пособие хорошей поддержкой вряд ли будет справедливо: например, в Ульяновской области — это 9 992 рубля, в Алтае и того меньше — 9 679, на Белгородчине — 8 291. В то же время люди рады и этому.
Отметим, что изначально такой нормы, как ежемесячное пособие за счет МК, не было: материнский капитал был задуман, как стимулирующая мера, прежде всего, для приобретения жилья в ипотеку, а также на накопительную пенсию и на оплату учебы детей. Однако жизнь диктует совсем другие правила. Многие российские семьи, родив второго ребенка, оказывается на грани выживания. Мало того, что домохозяйства существуют в условиях низких зарплат, когда трудится лишь глава семьи (мамы, как правило, не работают), так еще на родителей давят кредиты и инфляция, несмотря на ласкающие ухо президента цифры Росстата.
В июне 2019 года в Федеральный закон № 418 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» были внесены поправки, дающие право на получение денег из средств материнского капитала уже до трехлетнего возраста второго ребенка (вместо сегодняшнего 1,5 годовалого возраста). Увеличен был и размер семейного бюджета. Если на члена семьи приходится до 2-х прожиточных минимумов, можно писать заявление в ПФР.
Правительство этим шагом решило убить двух зайцев. Во-первых, заявить об очередном аргументе в пользу пенсионную реформу, мол, у старых забрали, но дали семьям с маленькими детьми. А также снизить градус недовольства у значительной части небогатого электората после повышения пенсионного возраста. Правда, ободрали таких же бедных стариков, в упор не видя сверхбогатых олигархов. Это, как говорится, к слову — для полноты картины.
Безусловно, новые поправки к ФЗ-418 облегчат участь многих родителей с двумя детьми, правда, через три года выплат от материнского капитала мало что останется. Поэтому к информации о росте числа заявлений в ПФР от малообеспеченных семей следует относиться с очень большой тревогой. По сути, проедаются деньги, которые могли стать стартом для покупки квартиры, кроме того, дети могут остаться без образования в случае резкого сокращения бюджетных мест в вузах.
Что касается перечисления средств МК на индивидуальный счет в ПФР, то об этом вообще речь не идет. Во всяком случае, все знакомые молодые мамы, у которых поинтересовался, почему они не инвестируют в старость, в ответ покрутили пальцем у виска. Другая правда заключается в том, что женщины понимают ущербность пособия по ФЗ-418.
«Спасибо, конечно, большое, но эти три года пройдут быстро, а что потом? Страшно подумать! У мужа — инженера, чуть больше 25 тысяч зарплата, живем у родителей, но отец совсем больной, вот-вот станет лежащим, а мать — на грани нервного взрыва. Обстановочка еще та! Не подачки от ПФР нужны, а достойные зарплаты — тысяч по 70», — поделилась своими переживаниями 35-летняя жительница Ростова-на-Дону Ангелина Макарова (фамилия изменена по просьбе собеседницы, которая «не хочет проблем на свою голову»).
Думается, такая же примерно история, со своими, разумеется, вариациями, наблюдается и у других небогатых семей. Короче, все обратившиеся в ПФР за ежемесячными выплатами «на детей», подобно нашей героине, либо не работают вообще (за двумя малышами глаз да глаз нужен), либо за свой труд получают, как ее муж, сущие копейки. Тем не менее, до 2019 года семьи надеялись грамотно распорядиться материнским капиталом. Было понимание, что распорядиться МК нужно с умом. Если и шли за деньгами, то тогда, когда совсем было невмоготу.
Об этом красноречиво говорит тот факт, что страна вот уже пятый год живет в условиях стагнации, но взрывообразный рост заявлений в ПФР за ежемесячными выплатами начался именно со старта людоедской пенсионной реформы. Похоже, молодые люди, оказавшись свидетелями «необходимых шагов» правительства, осознали, что власть не держит своих слов.
Короче, случись что — и «аттракцион щедрости» с материнским капиталом тоже закроют, найдя, как водится в таких случаях, тысячу самых веских причин. Если надо — власть и рубашку порвет перед экраном, и слезу пустит, после чего отправится отдыхать во дворцы, с мыслями о свое «тяжелой доле»
Люди, однако, все меньше верят телевизору, заглядывая в пустой холодильник. Спроси любого родителя, о чем он думает, ответит о детях, о том, как их прокормить. Здесь лишняя копейка пригодится, и, если появится возможность, воспользоваться пособиями, можно не сомневаться — воспользуются. Добавим, что поправки в ФЗ-418, которые вступят в силу только с января 2020 года, многократно расширят количество семей, имеющих право на данное пособие. В их число будут включены домохозяйства, чей суммарный доход не превышает 90 тысяч на четверых. Даже если оба родителя получают среднюю по стране зарплату, они все равно оказываются бедными, согласно закону «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Так что появившимся окном возможности воспользуются на всю катушку. Следовательно, наплыв в ПФР за деньгами «на детей» будет нарастать по экспоненте, в том числе и потому, что падает уровень жизни.
В РФ в 2018 году родилось 1 млн. 599 тысяч детей, из которых примерно треть — вторых малышей в семье. Следовательно, после Нового года до одного миллиона семей плюс-минус десятки тысяч могут заявить в ПФР о своих правах в соответствии с ФЗ-418.
Таким образом, в ближайшем будущем расходы ПФР по «родительской» статье способны увеличится в 15−20 раз (!), достигнув 1 трлн. рублей. Собственно, почему бы и нет, если в период с января по август, повторимся, произошло пятикратное увеличение. Эти деньги, однако, не пойдут на стройки, не помогут молодым семьям купить квартиры и не станут катализатором развития отрасли. С другой стороны, вывод таких огромных сумм наличных, безусловно, напугает чиновников — вдруг инфляция скакнет! А там, глядишь, опять что-то придумают.
Пожалуй, это только одна из многих негативных последствий глупой пенсионной реформы, нарушившейся общественный контракт с народом. Кто же теперь поверит говорящим с экранов телевизоров головам?