Заметим, это уже четвертое понижение прогноза по России в течение текущего года. В январе рост ожидался на уровне 1,5%, в апреле ожидания снизились до 1,4%, в июне — до 1,2%.
В докладе ВБ указываются следующие факторы, которые обусловили торможение:
— низкие инвестиции и слабый рост розничной торговли привели на более медленному росту ВВП в начале года;
— рост розничных продаж замедлился в связи с повышением с 2019 года НДС (с 18 до 20%);
— промышленная активность снизилась в первой половине года за счет действия соглашения с ОПЕК о сокращении добычи нефти.
Ситуацию с частными инвестициями в России экономисты ВБ оценили как «прохладную». Причиной является «неопределенность политики», а также перспективы замедления потенциального роста в более долгосрочной перспективе по мере усиления демографического давления и накопления текущих структурных проблем.
И здесь надо понимать: рост числа пожилых в России — одна из ключевых структурных проблем. Никакая пенсионная реформа ситуацию не спасет.
По прогнозу ВБ, доля людей трудоспособного возраста в России, Белоруссии, Молдавии, на Украине, а также в Армении, Азербайджане и Грузии достигнет пикового значения — 65% - к 2020 году. Достигнуты такие показатели, понятно, во многом благодаря пенсионной реформе и повышению возраста выхода на пенсию в РФ. Но позитивный эффект для экономики не будет продолжительным.
«Быстрое старение населения оказывает серьезное влияние на рынок труда. Хотя доля населения в возрасте 20−65 лет (потенциальное трудоспособное население) постепенно увеличивается в большинстве стран, это происходит за счет сокращения доли детей. К 2020 году численность рабочей силы достигнет своего пика почти во всех странах региона, по мере старения рабочая сила начнет сокращаться — до 55−58% в 2040 году и до 50−55% в 2075 году, что затронет все аспекты экономики в каждой стране Европы и Центральной Азии», — поясняется в отчете ВБ.
По сути, прогнозы ВБ в отношении России сводятся к двум трендам: число пенсионеров в нашей стране, несмотря на недавнюю пенсионную реформу, будет расти, а экономика — ощутимо тормозить. Рано или поздно эти тренды сойдутся — особенно если цены на нефть значительно упадут, а Запад сделает попытку выдавить Россию с энергетического рынка с помощью санкций.
Если при этом Кремль и дальше будет играть на стороне крупного бизнеса — будет удерживать страховые взносы на низком уровне 22% (против требуемых 26%), и не будет вводить прогрессивную шкалу налогов — очень быстро выяснится: денег в Пенсионном фонде кот наплакал, а пенсионерам впору, что называется, класть зубы на полку. Никакая пенсионная реформа не поможет. Что в реальности ждет пенсионеров, если Россия попадет в «черную полосу»?
— Мировая экономика, с точки зрения энергетики, держится на трех китах, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Это, прежде всего, Саудовская Аравия, которая имеет самую низкую себестоимость добычи нефти. У саудовцев все бюджеты рассчитаны на цену нефти в $ 10 за баррель. Второй кит — мы, Россия: у нас нефтяной отрасли кранты наступают при отметке $ 22 за баррель. Однако, что принципиально, наша внутренняя экономика — это газ, а не нефть.
Наконец, третий кит — США со своими сланцевыми нефтью и газом. Американцы их экспортировать еще особо не начали, но сланцевая энергетика уже сократила импорт США и в нефти, и в газе. У американцев $ 40 за баррель — это планка, при которой нефть и газ из сланцев еще могут добываться, но при этом не будут отдаваться кредиты.
Это очень весомый ограничитель падения цен на нефть на мировом рынке.
«СП»: — При низких ценах на нефть нашей пенсионной системе, да еще после проведенной пенсионной реформы, тоже не поздоровится?
— Наша пенсионная система зависит от бюджета ровно в той степени, в которой неадекватен страховой тариф. Тариф у нас сейчас — 22%, и он занижен. Поэтому связывать нефтяные цены и пенсионную систему РФ можно только в случае, когда заниженный тариф сохраняется — равновесный тариф, замечу, составляет 26%.
Напомню кстати, что в 1986 году цена нефти была всего $ 8 за баррель — и пенсии в СССР исправно платились. Правда, страховой тариф в Союзе составлял 38,5% - ровно столько, как сейчас на Украине.
Вообще, на мой взгляд, благосостояние пенсионера в России зависит от сельского хозяйства, а не от нефтяной отрасли.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Потому что сельское хозяйство у нас, слава богу, растет. А кроме того, существует такая прекрасная вещь, как карточная система. Карточная система — это ситуация, при которой экономика вообще перестает зависеть от денег, и начинает зависеть только от нормирования и распределения.
А теперь смотрите. Если у нас будет нефть, и будет газ — мы получим большое количество потребительских товаров из Китая, пусть плохого качества. Говорю об этом с уверенностью, потому что Поднебесная уже потребляет огромное количество российской нефти — порядка 1,5 млн. баррелей в сутки, — а с конца 2019 года будет потреблять еще и газ.
Если при этом у нас будет зерно — хотя бы 100−110 млн. тонн зерновых — мы свою страну накормим.
Это значит, при необходимости мы можем жить совершенно автономно и от Запада, и от мирового рынка нефти.
«СП»: — Ситуация 1986 года с падением нефтяных цен может повториться?
— Я считаю — нет. Сегодня имеется фактор, которого не было в 1980-е: мы наладили отношения с Саудовской Аравией, и у нас имеется соглашение ОПЕК+. Именно благодаря этому нефть сегодня держится на уровне $ 60 за баррель, даже несмотря на появление на рынке такого крупного игрока как США.
Замечу также, что сланцевая нефть — не такой уж устойчивый источник. Проблема в том, что разработка сланцев несет значительные экологические риски. Можно лишь восхищаться могуществом американкой науки и техники, и квалификацией американских добытчиков, которые до сих пор не довели дело до крупной экологической катастрофы.
Я имею в виду, прежде всего, риски загрязнения источников питьевой воды. Америка, в отличие от России, сидит на артезианской воде, а добычей сланцев такая вода может быть легко загрязнена. Риск здесь намного выше, чем, скажем, был риск аварии на Чернобыльской АЭС.
«СП»: — Если положение российской экономики ухудшится, а страховой тариф власти не захотят пересматривать, они могут еще раз провести пенсионную реформу и повысить пенсионный возраст?
— Могут. Хотя, как экономист, могу сказать: повышение тарифа с 22% до 26% - мера для бизнеса совершенно не катастрофическая. Все 1990-е мы прожили с тарифом — вдумайтесь! — 38,5%. А потом к нему добавили 1% из зарплаты работника, а потом — еще 1% страхования от несчастных случаев. И ничего — экономика в начале 2000-х росла по 9% в год.
Так что нынешние попытки либералов ущемить пенсионеров, я считаю, продиктованы даже не заботой о бизнесе. Это попытка раскачать социальную лодку, и вызвать недовольство пожилых лично Владимиром Путиным.