06.12.19
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
XVII Российский облигационный конгресс, прошедший в Петербурге 5-6 декабря вызвал ажиотаж. Организаторы за полторы недели до начала даже закрыли регистрацию. С учетом того, что профессионалы платят деньги за возможность послушать выступления коллег (а проводящие мероприятие на них зарабатывают), это в каком-то смысле прокол.
В организаторе - группе компаний Cbonds уточнили, что на пленарном заседании зафиксировано рекордное количество слушателей – 680 человек. Всего на конференцию зарегистрировалось более 740 человек.
Президент ГК Cbonds Сергей Лялин объяснил ситуацию общим подъемом рынка. «Бывает идеальный шторм (когда буря сильна, потому что все мыслимые негативные погодные факторы наложились друг на друга — А. М.), а у нас 2019 год был наоборот идеально-позитивным», - сказал он.
Действительно, не появились новые антироссийские санкции, в страну пришли деньги. Но есть и подспудное ожидание негатива. Когда все хорошо, то жди плохого. Когда сапожники, чистильщики обуви и домохозяйки массово покупают ценные бумаги, то высоко профессиональные управляющие, активы начинают распродавать. Если в экономическом цикле затянулась фаза подъема, то это не значит, что фаза спада никогда не наступит.
И так далее...
Пугать может быть эффектно. Во-первых, даже финансисты — люди. Ничто человеческое им не чуждо.
«Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья» (А.С. Пушкин).
Будет кризис — аналитик на коне («Я же предупреждал!»), не будет — про его прогноз забудут и на радостях промах простят.
В уходящем году Россия могла почувствовать международным финансовым центром. Правда, очень скромно — в ней разместили рублевые облигации два иностранные эмитента: Минфин Белоруссии и крупнейшая торговая розничная сеть из той же братской Синеокой республики - «Евроторг». Разместились по 10 млрд рублей каждый.
Правда, это была не премьера нашей страны, участники Конгресса, вспомнили канадскую компанию «с российскими корнями», которая разместила облигации у нас в 2011 году, и аналогичный шаг Железных дорог Казахстана (2017 год).
Но белорусы пришли всерьез, надолго и успешно, возможно, в 2020 году будут новые госбумаги из этой страны. Может, быть это привлечет эмитентов из других стран, например, Киргизии и Армении, как наиболее близких нам стран постсоветского пространства.
Интереснейшая дискуссия была о судьбе частных инвесторов на рынке облигаций. Доходность по депозитам падает. По облигациям тоже, но во-первых, она все равно выше. А во-вторых, если доходность по облигациям самых надежных эмитентов уже минимальна (на уровне банковского депозита, а то и ниже). Зато по облигациям эмитентов сомнительных она до сих пор двузначная.
Дальше понятная угроза. Приходит, простите за феню, фраер с баблом. Или культурно говоря, бабушка со снятыми с банковского счета сбережениями.
Она может купить облигации, руководствуясь принципом: «Чем ценная бумага доходней — тем она лучше» (в любом учебнике, в любой брошюре из серии «Финансовый рынок для малограмотных» - написано обратное, но кто же у нас читает что-то кроме таблицы выигрышей в денежно-вещевой лотерее?).
Дальше понятно. Часть плохих эмитентов объявит дефолт, обанкротится. Бабушки потеряют деньги и …. потребуют у государства «вернуть бережно сбереженное».
Вдобавок хитом 2020-21 годов могут стать «структурные продукты» и «ноты» - синтетические бумаги, размер дохода (и есть ли доход вообще) зависит от роста или падения нескольких активов. Вот как это работает: в корзине, например, пять акций если они не подешевели — получите 20% прибыли, но если хоть одна упала в цене на 15%, то инвестор остается без дохода. Это не мошенничество, а просто высоко рискованная игра.
А где игра (даже честная), там и проигравшие. Аргументы к ним— «сами виноваты», может быть, в юридическом смысле и правы. Но ведь и достраивать брошенные горе-девелоперами жилые дома государство тоже было не должно. Как никто не должен был компенсировать ущерб от сноса гаражей в Петербурге гражданам, у которых договор аренды земли под гаражными боксами истек.
И лучше позаботится о ситуации заранее. Поэтому много сейчас «кровавых споров» (кровь — виртуальная) по проекту закона о квалификации инвесторов (чем выше квалификация тем более сложные инструменты фондового рыка доступны) между депутатами и профессиональными участниками финансового рынка. |