30.01.09 00:00:00
Ведущие игроки петербургского страхового рынка завершили год без существенных потерь, однако на ближайшие 2 года компании прогнозируют сокращение объема премий. В этих условиях часть страховщиков делает ставку на малый и средний бизнес, часть разрабатывает новые, более сложные продукты для крупных компаний. По мнению экспертов, последние теперь будет гораздо чаще страховаться от недобросовестных контрагентов и "простоя". Что предпринимают страховщики для минимизации своих затрат и какие продукты готовы предложить компаниям в условиях кризиса обсудили накануне в ходе "круглого" стола в Агентстве Бизнес Новостей. Так, руководитель департамента продаж по Петербургу и Ленобласти СОАО "Регион" Михаил Меженик выделил основные направления деятельности страховщиков, направленных на минимизацию своих потерь. Так, по мнению эксперта, сегодня "идет ужесточение процессов непосредственно внутри страховых компаний". "Нынешняя ситуация как никогда способствуют пересмотру бизнес-процессов и завершению отложенных ранее проектов, до которых не доходили руки. Также идет оптимизация собственных инвестиций. Страховые компании получили возможность пересмотреть свои расходы: вычистить часть статей и увеличить эффективность других", - сказал М.Меженик. Второе направление - большая ориентация на клиента. "Теперь страхователь становится "перспективной невестой". Именно клиенту, а не банку, к примеру, старается понравиться страховщик. Компании улучшают сервис, разрабатывают новые продукты, более гибким становится ценообразование. К примеру, предлагаются понижающие коэффициенты путем ввода франшизы, рассрочка платежей", - добавляет эксперт. Как будут меняться предпочтения клиентов? М.Меженик считает, что у крупных компаний будет расти интерес к страхованию от "простоя" или "недобросовестных контрагентов". По его словам, если совсем недавно даже крупные сетевики не интересовались страхованием от приостановки работы, сейчас они будут обращаться именно за подобными программами. Сегодня на петербургском рынке такие продукты могут предложить только те страховщики, которые ведут "грамотную перестраховочную политику и завязаны на европейские компании", - добавил эксперт. Старший андеррайтер СЗРЦ ОСАО "РЕСО-Гарантия" Николай Кристофор считает, что программы по страхованию финансовых рисков, например, "от перерыва в коммерческой деятельности" уже сегодня "получили некую популярность". "Правда, этим видом страхования охвачены наиболее крупные компании, которые, как правило, имеют контрактные обязательства по страхованию таких рисков. Большинство же предпринимателей просто не знают о таких продуктах страховщиков. И если эти продукты и будут популярны в дальнейшем, то только у крупных компаний",- сказал Н.Кристофор. В тоже время, отметил эксперт, страхование нематериальных активов, таких как оборот предприятия или риски от невыполнения обязательств контрагентами, в настоящее время не распространены ни в Петербурге, ни в России в целом. Особого спроса на них нет, страховщики такие виды страхования практически не предлагают, а объем премий - минимален. Для малого и среднего бизнеса, напротив, число специальных программ выросло уже по итогам прошлого года. Положительная динамика в этом секторе страхования, по мнению Н.Кристофора, сохранится и в дальнейшем. "В этой связи страховые компании ищут различные способы общения с малым и средним бизнесом. Однако работа осложняется тем, что для необходимого комплексного подхода у предпринимателей нет кадровых и финансовых ресурсов", - сказал Н.Кристофор. Помощник президента Санкт-Петербургского Союза предпринимателей по Северо-Западному Федеральному округу Геннадий Чеканов считает, что интерес малого бизнеса к предложениям страховщиков, как инструменту минимизации издержек, будет расти. "Интерес растет уже сегодня. В последние 2-3 месяца число обращений предпринимателуй к страховщикам выросло примерно на 30 - 40%. Популярность набирает именно страхование объектов производства. Раньше предприниматели увлекались больше страхованием физических лиц", - сказал Г.Черканов. Главная проблема в отношениях страховых компаний с клиентами заключена в том, что последние "иждивенчески" относятся к договору страхования и не занимаются этим вопросом системно, заявил в ходе обсуждения старший преподаватель отделения Страховое право кафедры Гражданского права и процесса Санкт-Петербургского института Управления и Права Сергей Краснов. "Предприниматели еще мало знают о принципах расчета тарифов и оценки рисков и поэтому относятся к страхованию как к дополнительным затратам. При этом, грамотно рассчитанная страховка может сэкономить средства предпринимателей, - сказал эксперт. По его словам, сегодня предприниматели "не идут навстречу страховщику" и не предоставляют полную информацию о предприятии. "Если страховщик мало знает о компании, тарифы он будет считать не в пользу страхователя", -добавил эксперт. С "неграмотностью" клиентов могут "справиться" страховые посредники, в частности, брокеры. "Брокеров и сегодня предостаточно, но отношение к ним как у предпринимателей, так и страховщиков весьма неоднозначно. Хотя такие специалисты могут дать квалифицированную консультацию и объяснить необходимые принципы работы", - добавил С.Краснов. В круглом столе принимали участие: - Меженик Михаил Германович - руководитель департамента продаж по Санкт-Петербургу и Ленинградской области САО "Регион"; - Кристофор Николай Андреевич - старший андеррайтер СЗРЦ ОСАО "РЕСО-Гарантия"; - Краснов Сергей Евгеньевич - старший преподаватель отделения Страховое право кафедры Гражданского права и процесса Санкт-Петербургского института Управления и Права; - Чеканов Геннадий Викторович - помощник президента Санкт-Петрбургского Союза предпринимателей по Северо-Западному Федеральному округу. |