31.07.20
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
На прошлой неделе инвестор программы развития застроенных территорий Северной столицы – компания «СПб Реновация», объявила о сносе первой хрущевки.
Дело было в Сосновой Поляне. Посмотреть на старт демонтажа приехало «начальство» (губернатор, представители депутатского корпуса, чиновники профильных комитетов).
Правда, мне что-то мешает воспринимать происходящее как праздник. Во-первых, глубокий и безнадежный срыв сроков. Когда в 2008 году принимали городской закон № 238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», а так же развивающие его постановления Смольного, то записали, что программа будет полностью выполнена в начале 2019 года. Еще раз – не начата реализация, а в 23 кварталах их 9 городских районах все морально и физически сильно изношенные дома будут снесены и на их месте будет построено современное жилье.
Во-вторых, судьба несчастной хрущевки показала – нельзя ввязываться в дело, если оно не подготовлено на уровне документов. Легче исправить неправильно уложенный камень, чем криво написанную бумагу.
В пресс-службе «СПб Реновация» признали, что в пошедшей под нож первой пятиэтажке нашлась семья, которая в 50-метровой квартирке зарегистрировала 11 человек, проживали они по договору соцнайма. Два губернатора назад, когда программу задумывали, то чиновники строго говорили, что в подобных случаях давать жилье будут «метр в метр» (или с прибавкой бесплатно 9 кв. м на квартиру), с сохранением права стоять в городской очереди.
Одна беда. Жильцы не обязаны соглашаться с таким вариантом. И что они не собственники не дает право городу просто так расторгнуть договор соцнайма. Такой договор бессрочен, право города-формального хозяина жилья по нему чисто декоративные.
Пока хоть одна квартира в доме не расселена, здание сносить нельзя. В итоге, данная семья была вознаграждена (за крепкие нервы). По программе реновации они получили 3 квартиры общей площадью около 200 кв. м.
В компании рассказывают о еще одной упорной квартире, на сей раз приватизированной. Там собственник 42-х метровой квартиры потребовал по 1 млн рублей за каждый квадратный метр. Жлобство? Как сказать. Вот есть у меня вещь. Ты хочешь ее купить? Я назвал цену. Она кажется тебе большой? Ну, иди отсюда. Я останусь со своей вещью, а ты с деньгами.
В результате, в конкретном квартале реконструкция замедлилась на 5 лет. Сейчас, «СПб Реновация» сообщает, что «пришла к компромиссу» (я могу предположить, что драгоценная квартира будет выкуплена значительно дороже рыночной цены, хоть и не за 42 млн рубля, но и не за 4,5 млн рублей, сколько она стоит реально). А что делать? Даже в стоящем такси счетчик тикает.
Не надо быть пророком – в соседних кварталах тоже люди живут. Они узнают, что можно не соглашаться с тем, что предлагают, как юные пионеры на ленинский призыв, а можно поторговаться и поблефовать. Соседи тоже попытаются отжать у инвесторов квадратные метры или дополнительные миллионы. Благо, теперь не социализм, одно легко переходит в другое, как масса в энергию в мире физики.
Многие серьезные представители строительного бизнеса с самого начала весьма скептически отзывались о программе развития застроенных территорий. Собственно говоря, круг желающих в ней участвовать сам по себе говорит о многом.
Профилактировать это можно одним путем. Принятием закона, где прописать принцип расселения для соцнайма и выкупную цену для приватизированного жилья (пусть она будет в 1,5 раза выше реальной, чтоб никого не обидеть, но не в 10 раз). Людей жалко? Но надо помнить - город это все мы, и отжатое оплатят тоже люди, не марсиане.
Странно другое. Первое. Почему жесткий закон для олимпийского расселения в Сочи приняли быстро, а аналогичный для хрущевок еще только в проекте?
Второе. Чем думали инвесторы, когда в 2008 году вписывались в эту авантюру? |