У россиян может появиться возможность взять заем по биометрии в банкомате кредитной организации, где они ранее не обслуживались. Возможность запуска такого функционала изучает Промсвязьбанк. По информации «Известий», выдавать кредиты через АТМ в перспективе могут также МКБ, ВТБ, УБРиР и «Дом.РФ». Не смотря на то, что этот функционал упростит процесс оформления займа для граждан, россияне пока не доверяют биометрии, а в единой базе хранится лишь около 150 тыс. слепков.
По информации «Известий», технологии распознавания лица в банкоматах, которые тестирует ПСБ, могут использоваться для оформления кредитных и депозитных продуктов через устройства самообслуживания. Получить их смогут не только действующие клиенты банка, которым уже открыли счет по стандартной процедуре в отделении, но и люди, раньше в банке не обслуживавшиеся, — после прохождения удаленной идентификации через Единую биометрическую систему (ЕБС).
По «антиотмывочному» закону, чтобы открыть счет клиенту и выдать ему кредит, банк обязан идентифицировать гражданина по паспорту в офисе. Начать обслуживание клиента без личной встречи можно, только если россиянин сдал слепки лица и голоса в ЕБС.
Разработкой похожего сервиса занимаются также в МКБ: предполагается, что клиенту после идентификации непосредственно через банкомат будут доступны продукты кредитной организации, оформить их можно будет в самом устройстве, сообщили «Известия». Однако пока рассматривается вариант выдачи займа гражданам, которые ранее уже обслуживались в банке. Кредитное предложение будет учитывать данные о гражданине из внутренней системы организации. Одобренную ссуду клиент сможет сразу получить в АТМ.
Возможность оформления кредита через устройство самообслуживания также прорабатывается в ВТБ и УБРиР, сообщили «Известия».
Банк «Дом.РФ» планирует позволить любому россиянину подавать заявку на потребкредит через банкомат с выдачей денег в офисе, в мобильном приложении или через курьера. После этого будет реализована выдача займов через АТМ вовсе без обращения в офис банка, но только для действующих клиентов.
Пилотирование сервиса по распознаванию лиц в банкоматах уже ведут Сбербанк и «Тинькофф», писали ранее «Известия». В «Тинькофф» технология тестируется на основе внутренней базы из более чем 10 млн фотоизображений, сообщили «Известия». Функционал позволяет повысить качество обслуживания клиентов и снизить платежные риски при совершении операций.
Большим преимуществом биометрии является повышение доступности финансовых услуг для граждан, в первую очередь для проживающих в удаленных от офиса банка местах. Благодаря слепкам лица и голоса из ЕБС россияне смогут получать кредиты не только в банкоматах, но и через веб-сервисы (на сайтах, в онлайн-приложениях). При этом для многих получение займа через смартфон может оказаться более привлекательным, чем поход к банкомату. Кроме того, слепок из ЕБС поможет защитить граждан от применения мошенниками потерянных документов при получении кредита.
Биометрические данные в системе хранятся в обезличенной форме отдельно от персональной информации (ФИО, номер паспорта, СНИЛС). При этом слепки лица и голоса содержатся в виде математически обработанных моделей, по которым невозможно восстановить фотографию или запись голоса, даже если сведения украдут. С помощью ЕБС можно только сравнить поступающие в систему запросы с сохраненными моделями и подтвердить, что человек является тем, за кого себя выдает.
В ЕБС хранится около 150 тыс. слепков, тогда как, для сравнения, на «Госуслугах» зарегистрировано примерно 70 млн аккаунтов. Это говорит о недоверии граждан к системе, пишут «Известия».
Экспертная группа "ТТ Финанс"