23.10.20 17:15:00
Совет директоров Банка России 23 октября 2020 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 4,25% годовых, сообщает пресс-служба Банка России. Инфляция складывается в соответствии с прогнозом Банка России и по итогам 2020 года ожидается в интервале 3,9–4,2%. Происходит ухудшение эпидемиологической обстановки в мире и в России. Ситуация на внешних финансовых и товарных рынках остается неустойчивой, возможно сохранение повышенной волатильности и в ближайшее время, в том числе с учетом геополитических факторов. Инфляционные ожидания населения и предприятий выросли, что во многом связано с курсовой динамикой. На среднесрочном горизонте дезинфляционные риски по-прежнему преобладают, однако действие краткосрочных проинфляционных факторов несколько усилилось. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Динамика инфляции. Инфляция складывается в соответствии с прогнозом Банка России и по итогам 2020 года ожидается в интервале 3,9–4,2%. На динамику потребительских цен влияют разнонаправленные факторы: прежде всего это, с одной стороны, произошедшее ослабление рубля, с другой — более медленное восстановление внутреннего спроса по сравнению с летними месяцами. В этих условиях в сентябре годовая инфляция увеличилась до 3,7% (после 3,6% в августе), и, по оценке на 19 октября, она составила 3,8%. Показатели текущего темпа роста потребительских цен, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи 4% в годовом выражении.
Инфляционные ожидания населения и предприятий выросли, что в основном связано с курсовой волатильностью. В то же время ожидания профессиональных аналитиков относительно инфляции на год вперед несколько ниже 4%, что отражает преобладание дезинфляционных факторов. На более длинном горизонте их ожидания заякорены вблизи 4%.
Сохраняющееся отклонение экономики вниз от потенциала создает дезинфляционное давление. Оно может усилиться в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации. Вместе с тем ранее принятые решения о существенном снижении ключевой ставки и проводимая мягкая денежно-кредитная политика ограничивают риски значительного отклонения инфляции вниз от цели в 2021 году. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 году и останется вблизи 4% в дальнейшем.
Денежно-кредитные условия в целом смягчились с момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России. Кредитные и депозитные ставки преимущественно снижались, продолжилось расширение кредитования. Доходности ОФЗ на более длинных сроках уменьшились в условиях некоторой стабилизации ситуации на финансовых и товарных рынках, сохраняясь вблизи уровней середины текущего года. Наряду со снижением ключевой ставки значительное влияние на процентные ставки и динамику кредитования оказывают льготные программы Правительства и Банка России, а также регуляторные послабления. При принятии решений по ключевой ставке Банк России будет оценивать, насколько прекращение действия указанных антикризисных мер будет влиять на денежно-кредитные условия.
Ввиду существенного снижения процентных ставок происходит адаптация финансовых институтов, предприятий и граждан к изменению условий на финансовом рынке. Продолжается подстройка сберегательных моделей, в том числе перераспределение средств между различными инструментами финансового рынка. Необходимо время, чтобы этот процесс проходил плавно, без создания рисков для граждан, предприятий и финансовых организаций.
Экономическая активность. Оперативные индикаторы экономической активности указывают на замедление восстановительного роста российской экономики, что во многом связано с динамикой внутреннего спроса. Ухудшение эпидемиологической обстановки негативно отражается на настроениях населения и бизнеса, что может повлиять и на спрос, и на предложение. Это может иметь как дезинфляционные, так и проинфляционные эффекты. Однако дезинфляционное давление, вызванное более слабым спросом, будет преобладать. С учетом этого фактора и данных за II–III кварталы Банк России пересмотрел вниз прогноз потребительского и инвестиционного спроса по итогам 2020 года. Вместе с тем в целом в 2020 году российская экономика, по оценке Банка России, сократится на 4,0–5,0%, что несколько меньше, чем предполагалось в июльском прогнозе. Это преимущественно связано с менее значительным, чем ожидалось, сокращением экспорта.
В 2021 году прогнозируется восстановительный рост российской экономики на 3,0–4,0%. В 2022–2023 годах ВВП, по прогнозу, вырастет на 2,5–3,5 и 2,0–3,0% соответственно. На траекторию экономического роста значимое влияние будут оказывать предстоящая бюджетная консолидация, развитие ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, а также характер восстановления частного спроса в условиях возможного изменения поведения населения и бизнеса. Реализованное снижение ключевой ставки продолжит оказывать поддержку экономике как в текущем, так и в следующем году.
Инфляционные риски. В среднесрочной перспективе дезинфляционные риски по-прежнему преобладают над проинфляционными, хотя на краткосрочном горизонте проинфляционные риски несколько возросли.
Дезинфляционные риски для базового сценария в основном связаны с дальнейшим развитием ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, масштабами возможных мер борьбы с ней и их влиянием на экономическую активность, а также скоростью восстановления мировой и российской экономики. Сдерживающее влияние на динамику инфляции могут также оказать устойчивые изменения в предпочтениях и поведении населения, в том числе возможное устойчивое повышение склонности к сбережению.
Краткосрочные проинфляционные риски в первую очередь связаны с усилением волатильности на глобальных рынках, в том числе под влиянием различных геополитических событий, что может отражаться на курсовых и инфляционных ожиданиях. Повышательное давление на цены также могут оказывать временно сохраняющиеся затруднения в производственных и логистических цепочках, а также дополнительные издержки предприятий, связанные с защитой работников и потребителей от угрозы распространения коронавируса.
Сохраняется неопределенность относительно долгосрочных структурных последствий пандемии коронавируса для российской и мировой экономики, в частности масштаба снижения потенциала российской экономики. Значимое влияние на потенциал глобального роста также могут оказывать геополитические факторы, в том числе обострение торговых противоречий. Масштаб отклонения российской экономики от потенциала в свою очередь является определяющим фактором для среднесрочной динамики инфляции.
На среднесрочную динамику инфляции значимо влияет бюджетная политика. В базовом сценарии Банк России исходит из траектории бюджетной политики, отраженной в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
По итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке 23 октября 2020 года Банк России опубликовал среднесрочный прогноз.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 декабря 2020 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени.
Комментарий по ключевой ставке от Банка «Открытие»
По итогам заседания 23 октября Совет директоров Банка России принял решение оставить ключевую ставку без изменений на уровне 4,25%. Как и ожидалось, решение было вызвано близостью текущего уровня инфляции к целевому уровню роста потребительских цен (4%), рисками повышенной волатильности на финансовых рынках в связи геополитической ситуацией, и, в меньшей степени, необходимостью постепенного перераспределения средств между различными инструментами финансового рынка без создания дополнительных рисков для населения, предприятий и банков. Несмотря на сохранение ключевой ставки без изменения, фактические денежно-кредитные условия с момента предыдущего заседания незначительно, но смягчились: отмечается небольшое в рамках 10 б.п. снижение ставок по депозитам населения, ипотеке, а также доходности среднесрочных ОФЗ. Снижение ставок, на наш взгляд, является следствием продолжения адаптации рынка к предыдущим решениям Банка России и некоторым улучшением конъюнктуры на финансовом рынке.
Инфляция по состоянию на 19 октября вплотную приблизилась к целевому уровню Банка России и по оценкам Открытия Research по итогам октября можно ожидать уровня 3,9% г/г. Ускорение инфляции во многом подпитывается продолжающимся быстрым ростом цен на сахар (+12% к началу октября , +50% в началу года), а также ростом цен на непродовольственные товары долгосрочного пользования вследствие ослабления рубля в сентябре: легковые автомобили в частности подорожали на +1,6% в началу октября (7,8% к началу года). Банк России отмечает возможное повышательное давление на уровень цен в связи с дополнительными издержками на производствах в связи с необходимостью защиты работников и потребителей от угрозы заболевания коронавирусом, а также с вероятным ростом волатильности на мировых финансовых рынках. Прогноз Банка России на конец 2020 г. был уточнен с 3,7-4,2% до 3,9%-4,2%. Прогноз на 2021 г. оставлен без изменений на уровне 3,5-4,0%. В отношении экономики прогноз Банка России существенно не изменился: ожидается снижение ВВП в 2020 г. на 4,0-5,0% и последующий его рост на 3,0-4,0% в 2021 г. и 2,5-3,5% в 2022 г.
Снижение уровня ставок приводит к замедлению динамики вкладов населения. Прирост средств населения в сентябре с исключением валютной переоценки, согласно данным Банка России, составил всего 47 млрд руб., однако был полностью обеспечен увеличением на 78 млрд руб. размера средств на эскроу-счетах. За исключением эскроу-счетов вклады населения в сентябре снизились на 0,2% м/м. Снижение процентных ставок является одной из основных причин подобной динамики, тогда как обычно в сентябре характерен рост вкладов. Однако, годовые темпы прироста средств населения все еще сохраняются на высоком уровне (более 9% г/г) вследствие роста эскроу-счетов, что в свою очередь является следствием льготной программы ипотеки под 6,5%. Учитывая тот факт, что программа с высокой вероятностью будет продлена как минимум до конца первой половины 2021 г., банковский сектор обладает определенным запасом прочности с точки зрения источников фондирования со стороны населения.
Банк России по-прежнему не исключает снижение ставки на одном из последующих заседаний в зависимости от динамики инфляции, роста экономики и волатильности на финансовых рынках. Снижение ставки на последнем декабрьском заседании 2020 г. представляется возможным в случае замедления текущих темпов инфляции в октябре-ноябре, укрепления курса рубля в соответствии с нашим базовым прогнозом (73,1 руб./долл. к концу года), отсутствия оттока средств вкладчиков и сохранения отрицательной динамики большинства макропоказателей из-за сложной эпидемиологической ситуации. Однако рыночные ожидания состоят в том, что в ближайшие месяцы Банк России не будет изменять ставку. Исходя из кривой свопов на ключевую ставку, рост ставки ожидается не ранее, чем через 9 месяцев и до уровня около 5,5% через два-три года.
Решение Банка России совпало с рыночными ожиданиями, поэтому доходности 5-ти летних ОФЗ, курс доллара и евро не отреагировали на него сколь-либо заметным образом. |