Нефть начала уходящий год на уровне 70 долларов за баррель, к которой впоследствии так и не смогла вернуться. В первом квартале рынок пережил исторический коллапс, который завершился в апреле под отметкой 20 долларов, откуда к настоящему моменту Brent восстановилась до уровней немногим выше 50 долларов, невиданных с марта. Соответственно, в конечном итоге за этот год черное золото подешевело на 20 долларов.
Зимне-весенний обвал нефтяных цен был связан с охватившей мир пандемией коронавируса, которая спутала карты всем мировым рынкам без исключения. В сырьевом сегменте паника нарастала по мере распространения пандемии, которая подпитывала страхи по поводу спроса на энергоносители из-за повсеместных локдаунов и экономического кризиса. Масла в огонь тогда подлила ценовая война между двумя нефтяными гигантами – Россией и Саудовской Аравией.
Процесс восстановления от апрельских минимумов протекал вполне уверенно в течение всего лета после того как в апреле Москва и Эр-Рияд все-таки смогли договориться, приняв решение об ограничении добычи на рекордные 9,7 млн баррелей в день. Поддержку рынку оказывали и признаки восстановления деловой активности в мире, и процесс этот продолжался вплоть до второй волны эпидемии, которая началась осенью и едва не отправила Brent под отметку 35 долларов.
Однако на этот раз реакция мировых рынков на всплеск заболеваемости оказалась более сдержанной, учитывая предыдущий опыт, и в последние два месяца нефтяные фьючерсы неплохо восстановились в цене на ожиданиях завершения эпидемии и восстановления спроса. Текущие уровни представляются как среднее значение между пиками паники и эйфории, являясь достаточно комфортными для постепенного и осторожного наращивания добычи странами ОПЕК+, которое начнется с января.
В первых числах 2021 года участники альянса проведут совещание, на котором может быть объявлено о дальнейшем увеличении производства. Если так, наступающий год начнется с просадки Brent. Впрочем, учитывая сохраняющуюся неопределенность относительно перспектив спроса через призму продолжающейся пандемии и обнаруженного штамма вируса, экспортеры могут воздержаться от такого шага и дать ценам продолжить восстановление, считает Арсений Дадашев, директор Академии управления финансами и инвестициями.
|