Бойко возглавляет холдинг Finstar Financial Group. Ему принадлежит 24% сети "Рив Гош" и две микрокредитные компании — "4финанс" и "Джет мани микрофинанс". Другие активы, финтех–компании DFI и 4finance, предоставляют финансовые услуги в ряде стран Азии, Европы и США (в том числе на рынке микрофинансов). Последняя находится под управлением семейного траста. Как через пресс–службу передал "ДП" Олег Бойко, в европейских активах также находится банк.
Бывший совладелец банка СИАБ закончил с микрофинансовым бизнесом
Смена прописки
Сумму сделки стороны не разглашают. На 1 марта 2021 года СИАБ обладал собственным капиталом 792 млн рублей. Ранее аналитики оценивали для "ДП" сделки с долями в петербургских банках (покупка Александром Пустоваловым 9,9% банка"Александровский", продажа Валентином Степановым 9,5% Заубер–банка) в диапазоне 0,3–0,5 от капитала. Таким образом, за СИАБ его бывшие акционеры могли получить 240–400 млн рублей.
На банковском рынке Петербурга последняя сделка по полной смене состава собственников произошла в октябре 2018 года. Тогда 99,85% Энергомашбанка выкупила группа частных лиц, эксперты оценивали сделку в 390–650 млн рублей.
"В случае с СИАБом цель приобретения заключается скорее в получении лицензии на банковскую деятельность, нежели в каких–то значимых преимуществах, — отмечает Михаил Доронкин, управляющий директор рейтингового агентства НКР. — Это небольшой банк с базовой лицензией, без заметной клиентской базы либо широкой сети отделений".
По данным ЦБ РФ, базовую лицензию СИАБ оформил в декабре 2019–го. Согласно требованиям регулятора, для универсальной необходимо было обладать собственным капиталом более 1 млрд рублей. За 2019 год капитал у СИАБа по РСБУ сократился на 8,4%, до 918 млн рублей, по итогам 2020–го — ещё на 10,3%, до 823 млн рублей, за январь–февраль текущего года сокращение составило 3,8%.
Банк перешел на базовый сценарий. СИАБ отказался от универсальной лицензии в пользу базовой
"На протяжении последних нескольких лет СИАБ был убыточным, а его ресурсная база и кредитный бизнес сокращались. Для инвестора банк скорее привлекателен именно как лицензия, а также с позиции отсутствия необходимости выстраивать с нуля банковскую инфраструктуру. Неэффективность бизнеса при прежней бизнес–модели с высокой вероятностью была только на руку", — считает старший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Владимир Тетерин.
Для большинства опрошенных "ДП" совладельцев и топ–менеджеров петербургских банков новость о смене собственников в СИАБе не стала неожиданностью. Как отметил один из собеседников, информация о поиске собственниками СИАБа нового акционера гуляла на рынке лет пять. "Покупали не для развития", — считает другой банкир.
С учётом того, что ЦБ РФ на согласование сделок с долями в банках берёт не менее месяца, фактическая продажа могла состояться в конце февраля — начале марта. В марте было сорвано внеочередное собрание акционеров СИАБа по причине неявки держателей акций, что также косвенно подтверждает факт смены собственника.
Смысл покупки
В сообщении пресс–службы холдинга Finstar отмечается, что в ближайшие 3 года объём инвестиций в СИАБ составит $50 млн, что по текущему курсу эквивалентно 3,8 млрд рублей.
"Основная цель сделки — развитие бизнеса, в том числе за счёт опыта и ресурсов Finstar Financial Group, — заявила Галина Ванчикова, президент — председатель правления банка “СИАБ”. — Мы планируем сохранить все текущие линии бизнеса, для действующих клиентов процессы останутся без изменений, добавятся новые продукты и опции с использованием технологичных сервисов и платформ".
"Наличие коммерческого банка в инвестиционном холдинге является обычной практикой их работы. Они могут различаться по роли: либо быть центральным звеном, вокруг которого выстраивается инфраструктура, либо быть сателлитом и создавать условия для успешного развития бизнеса, — рассуждает Анна Затевахина, проректор Международного банковского института имени Анатолия Собчака. — Finstar в 2017 году заявил о разработках в сфере финансовых технологий, сейчас у холдинга есть все возможности, чтобы реализовать интеграцию финтех–продуктов и услуг в продуктовую линейку банка, а также внедрить цифровые продукты, выходящие за рамки банковской платформы". По оценке эксперта, покупка позволит уйти от проблемы предоставления нефинансовыми компаниями банковских услуг.
Интерес нового собственника может быть связан и с активами банка. СИАБ владеет земельным участком и частью помещений на Черниговской улице, вплотную к которым холдинг "Адамант" ведёт строительство гостинично–делового центра.
По данным Росреестра, СИАБу принадлежит 120,7 тыс. долей (98%) участка площадью 1,2 тыс. м2, ещё 3 тыс. долей находятся в доверительном управлении УК "Максимум" (именно она получила в 2017 году разрешение на строительство в интересах "Адаманта").
У СИАБа есть процессинговый центр, который запущен в 2009 году для выхода на розничный рынок. Банк провёл ребрендинг (затраты на фирменный стиль превысили 18 млн рублей). Были открыты десятки мини–офисов в торговых сетях города, запущены кобрендинговые проекты с туроператорами.
Акционеры заявляли об амбициях стать федеральным игроком, но к 2015 году банк переориентировался исключительно на корпоративный сегмент. Закрылись все офисы (на сегодня их осталось три), доля розницы в кредитном портфеле на начало марта 2021 года достигла 1%. При портфеле 1,7 млрд рублей объём срочных депозитов физлиц превышает 2,3 млрд рублей. Процессинговый центр, как отмечают участники финансового рынка, банк сохранил.
СИАБ был зарегистрирован как Сибирский индустриальный акционерный банк в Красноярске, в 2003 году его купили петербургские бизнесмены Сергей Инкин и Эдуард Таубин, переведя в город головной офис и сменив название, но сохранив аббревиатуру. После внезапного ухода Инкина в 2014 году за счёт его пакета Таубин увеличил долю до 70%. Остальные были перераспределены среди физлиц и менеджмента (предправления Ванчикова получила 8,7%, её заместитель Алексей Митюгов — 1,3%).
Вероятно, Бойко как владелец может структурировать актив, оформив собственность на офшорные компании. По данным "Контур.Фокус", в прямом владении у него всего два действующих юридических лица. Его МФО записаны на кипрскую "Пиресса холдингс лимитед". О том, что бенефициаром офшора является именно Бойко, участники рынка узнали после того, как одна из его компаний разместила облигации.
"На данный момент мы не собираемся реализовывать никакие активы, также в среднесрочной перспективе не собираемся менять локацию банка", — заявил "ДП" Олег Бойко.