22.11.21
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
Основные события финансового рынка России на прошлой неделе случились под самый ее конец. Одно из них долго ожидаемое, положительное, а другое внезапное и неприятное.
Начинаем же, как всегда, с цифр.
Индекс РТС завершил неделю 1723,7 пунктами, падение на 65 пунктов. Нефть сорта «Брент» стоит 78,6 пункта, что на 3 доллара ниже, чем неделей ранее. При этом пробой психологического рубежа в 80 долларов никакой роли не сыграл. Золото котируется по 1842,9 пункта, что на 18 долларов дешевле, чем неделю назад. Газовый фьючерс в Лондоне только подорожал округленно говора на 100 долларов до 1005 долларов за 1 тысячу куб. м.
Теперь к основным новостям прошлой недели.
Первая. Геополитика против угля. Участники рынка оценили решения климатического саммита в Глазго. Мировые правительства (50 стран) выступили о постепенном сокращении использования угля с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу.
В результате акции компаний - производителей энергетического угля падали по всему миру. Но такие крупнейшие страны как Россия, Китай и США соглашение не подписали.
Вторая. Газ под сомнением. Вновь в Германии стали тормозить разрешения на запуск трубопровода «Северный поток 2». О том, как на это отреагировал рынок см. выше о цене газового фьючерса. Отмечу только, что в момент, когда новость поступила, цена на него подскакивала в район 1200 долларов, это конечно, не истерика ранней осени, когда котировка подошла к 2000 долларов, но тоже показательно.
Четвертая. Биржа на бирже. В пятницу успешно прошла процедура первичного размещения акций (IPO) «СПБ Биржи». Книга заявок была переподписана более чем в пять раз, заявил генеральный директор и член совета директоров «СПБ Биржи» Роман Горюнов в эфире РБК.
Общий спрос инвесторов превысил 800 миллионов долларов, при этом спрос только розничных инвесторов составил более 500 миллионов долларов, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ходом сделки.
«СПБ Биржа» провела IPO на собственной площадке по цене в 11,5 доллара за бумагу - по верхней границе ценового диапазона. Компания разместила 15,217 миллиона новых акций, составляющих 13,3% от текущего акционерного капитала, и привлекла около 175 миллионов долларов.
На самом деле, лишь на этой неделе, когда инвесторы-участники подписки получат акции на руки, мы увидим реальные котировки.
На мой лично взгляд, «Санкт-Петербургская Биржа» (прежнее название мне симпатичнее) это интересная фишка. С одной стороны, ее сегмент – иностранные акции для россиян это привлекательно. Происходит взрывной рост счетов наших сограждан, желающих торговать ими. Плюс торговая площадка пытается заполнить временную лакуну, работая в период, когда рабочий день в Азии уже клониться к закату, а Америка еще спит. С другой, не профессионалам разобраться в американских котировках сложно, а профи могут торговать в Нью-Йорке и Лондоне, минуя Москву (в реальности «СПБ Биржа» находится там). Дивидендов по собственным акциям «СПБ Биржа», в отличие от Московской биржи не платит. В общем, думайте сами.
Пятая. «Роснано» признала серьезные трудности. ПАО Московская Биржа в пятницу 19 ноября внезапно объявила о приостановке с 17 часов того же дня торгов облигациями АО «Роснано» всех выпусков.
Корпорация выпустила релиз, где говорится, что ее руководство встретилось с держателями ее долговых обязательств. «На повестке дня обсуждались финансовые результаты деятельности Общества и возможные сценарии реструктуризации в интересах кредиторов. Было констатировано, что накопленный непропорциональный долг и текущая финансовая модель Общества требуют корректировок. В настоящее время есть возможность выработать компромиссные варианты развития ситуации, которые позволят избежать наиболее негативных сценариев. АО «РОСНАНО» планирует продолжить процесс открытого и конструктивного диалога с кредиторами и иными заинтересованными лицами».
В переводе – это означает близкую угрозу дефлота «Роснано». Потому что когда у любой компании дела идут хорошо, она просто платит по долгам, а не встречается и разговаривает с кредиторами. Хотя я лично уверен, госкорпорацию спасут и ничего страшного не будет. Иначе последствия ударят по всему российскому рынку.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора
|