29.06.22 21:41:00
Ответственность топ-менеджеров в новой реальности
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Российское право динамично развивается и имеет большой потенциал
«Несмотря на то, что, прежде всего, сейчас важны меры экономического характера и нужно принимать быстрые бизнес-решения, право “рулит” все равно. В конечном итоге, чем сильнее правовая работа, чем сильнее специалисты, если есть на это ресурсы, время, тем проще будет и бизнесу, и государству осуществить синергию, собственно, в которой, на мой взгляд, лежит успех сохранения экономики и бизнеса в стране и минимизации рисков привлечения к ответственности всех участников этого забега», — вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ПАО «ПИК — специализированный застройщик» Дмитрий Тимофеев.
«Что такое позитивная ответственность? Мне кажется, за эти несколько месяцев именно юридический топ-менеджмент многих компаний взял на себя во многих случаях ответственность за сохранение больших трудовых коллективов в нашей стране. Вот это позитивная ответственность за бизнес, за коллективы. <…> Я бы хотел коллег поблагодарить за то, что они эту ответственность на себя взяли во благо тех, о ком мы все думаем — граждане наши, работники. И во благо в целом формирования климата, связанного с тем, что мы продолжаем вести бизнес», — статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.
Ответственность российского бизнеса в правовом поле выросла при поддержке государства
«Оценив риски, большинство топ-менеджеров подходят к вопросу ответственно и реагируют на наши предупреждения. Приведу статистику. Каждый год исполняется больше двух третей от выданных предупреждений. То есть за 2020 год этот показатель составляет порядка 70%, это большой показатель. Более того, ежегодно число возбуждаемых антимонопольных дел сокращается. <...> Например, в 2020 году было возбуждено 868 дел о нарушении антимонопольного законодательства. В 2021 уже 795 дел. Мы и дальше будем развивать институт предупреждения и активно применять в своей практике и… также будем мотивировать компании вести себя корректно. Мы исходим из презумпции добросовестности бизнеса и рассматриваем его как важного участника нашей экономики и партнера государства», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Нелли Галимханова.
«Коммуникация с государственными органами — это очень важно. Если раньше некоторые JR-управления позволяли себе вялотекущую коммуникацию через официальные письма... в данной ситуации критично было коммуникацию делать очень быстрой, точной. <…> Могу сказать, что мы увидели очень много положительных примеров взаимодействия —государство по-другому отнеслось к бизнесу, услышало. Мы на себе увидели, что очень многие моменты очень оперативно прорабатывались», — исполняющий обязанности президента, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
ПРОБЛЕМЫ
Влияние санкций на принятие правовых решений в менеджменте
«Реальность для нас всех совершенно новая, к середине 2022 года мы подошли с экономикой, которая сначала пережила два непростых года пандемии, а затем оказалась под давлением санкций. Ситуация непростая. <…> Уход ряда иностранных компаний из России был иногда не экономическим решением, и это привело к тому, что структура наших рынков меняется. Это заставляет нас пересмотреть методики, подходы к оценке конкуренции. Мы меняем подходы к факторам, которые ранее учитывали, например, при проведении антимонопольных расследований. Сегодня невозможно при проведении анализа состояния конкуренции объективно и точно оценить возможности переключения потребителя на зарубежных поставщиков», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Нелли Галимханова.
«Ряд электроэнергетических компаний, когда были введены односторонние ограничительные меры иностранными государствами… оказались в ситуации, что советы директоров, преимущественно сформированные из граждан иностранных государств, именно тех, которые ввели санкции, не могли принимать решения по ряду сделок, тогда как операционная деятельность компании продолжается. Многие генерирующие компании выполняют очень важную функцию — бесперебойное надежное энергоснабжение страны. <...> Получается, что исполнительный орган — генеральный директор — оказался перед дилеммой, когда необходимо совершать сделки, а сделки подлежат одобрению советом директоров», — генеральный директор ПАО «Энел Россия» Жанна Седова.
Существование правовых коллизий затрудняет развитие бизнеса
«Возникают чисто правовые коллизии. Например, строительная отрасль. С одной стороны, у нас есть мораторий на включение объектов в реестр проблемных. Если просрочил ввод более чем на шесть месяцев, ты попадаешь в реестр проблемных объектов, и далее начинается банкротство застройщика, включается механизм поддержки дольщиков. Был введен мораторий на включение объектов в данный реестр. Одновременно программа субсидирования стала брать на финансирование, одной из ковенант было обеспечение сроков ввода объекта. И с точки зрения права у нас была долгая дискуссия, на этапе подготовки обоих документов мы много коммуницировали с профильным министерством, пытаясь решить правовую проблему. Здесь возникает вопрос ответственности менеджмента компании с точки зрения принятия глобального решения», — вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ПАО «ПИК — специализированный застройщик» Дмитрий Тимофеев.
«Конечно, новая реальность рождает неопределенность, а неопределенность рождает тревожность. <…> Судебная практика развивается в демократическом варианте и с пониманием относится к интересам бизнеса. Недавнее определение Верховного суда: арбитражный управляющий обязан заявлять требования о взыскании. Не заявил? Нарушение. Убытки. Можно уголовно-правовую статью применять. А Верховный суд разъясняет — не так однозначно, что есть нарушение, потому что нужно учитывать вероятность взыскания. То есть арбитражному управляющему предоставлена возможность оценивать вероятность взыскания. Может быть, и не надо было бы обращаться [в суд. — Ред.], и в данном случае он доказывает, что не надо обращаться, потому что это повлечет еще больше убытков», — судья Конституционного суда Российской Федерации Андрей Бушев.
РЕШЕНИЯ
Усиление коммуникации между сотрудниками компаний и упор на сохранение коллективов
«Сейчас роль коммуникация огромная. Слухи разрушительны, поэтому информационная тишина [важна. — Ред.] для внешнего мира, но связь с работниками внутри [компаний. — Ред.] необычайно важна и нужна людям. Это основа стабильного общества», — президент Ассоциации «Некоммерческое партнерство “Объединение Корпоративных Юристов”» Александра Нестеренко.
«Если смотреть на внутреннюю перестройку процессов... мы понимаем, что на локальный менеджмент ложится другая ответственность и требуется совсем другая экспертиза в принятии решений. Требуется перестройка практически всех процессов. И это не только касается перестройки логистических цепочек, это в первую очередь человеческий капитал, удержание менеджмента, потому что бизнес на колесах, рельсах — это, конечно, люди, а не бренды. В социальном аспекте хотелось бы выделить в большей степени коммуникацию. В данной ситуации, в которой мы сейчас находимся, коммуникация — это ключевая история. Если ее разделить на подвиды внутри, можно говорить о коммуникации в рынок — это те заявления, которые компания делает, направленные на сообщества. Коммуникация внутри компании — конкретно на сотрудников, а также коммуникация с государством», — исполняющий обязанности президента, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
Укрепить сотрудничество топ-менеджмента, бизнеса и государства
«Никакого излишнего, неоправданного давления на бизнес не должно быть. Об этом говорил недавно Президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме. Он подчеркнул, что должен применяться риск-ориентированный подход. Это сейчас магистральная линия государственной политики, антимонопольной политики в частности. Федеральная антимонопольная служба давно работает в этом направлении. Нами был введен институт предупреждения. <…> В новой реальности принципы работы ФАС России остаются прежними, а какие-то детальные вопросы, механизмы правоприменения могут настраиваться дополнительно, причем настраиваться совместно с бизнесом», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Нелли Галимханова.
«Ранее было принято решение — план первоочередных действий правительства по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Был период, когда этот план обновлялся раз в неделю. <...> Сейчас в плане — 309 мер… принята вся нормативная база для реализации 281 меры. Это большой каскад десятков законов, постановлений правительства, приказов. И я коллегам благодарен», — статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев. |