29.06.22 21:58:00
Кадры — наше все: подготовка и развитие специалистов в сфере правового регулирования цифровой экономики и кибербезопасности
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
В области права появилось много новшеств, юристы должны гибко реагировать на них
«Для того чтобы эффективно решать задачи, на которые нет готовых ответов ни в учебниках, ни в “КонсультантПлюс”, ни где-то там на просторах интернета, нужно действительно обладать фундаментальными знаниями и это необходимо для того, чтобы делать это быстро», — академический руководитель образовательной программы «Цифровое право» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Савельев.
«Сейчас мы находимся только в стадии создания новых инструментов и новых понятий. Это все еще не уложилось в какое-то русло окончательное, мы употребляем понятия “цифровое право”, “цифровой юрист” в качестве скорее жаргона, чтобы побыстрее перейти к сути», — вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Руслан Ибрагимов.
«В право пришло очень много интересного, это серьезный вызов праву, который может быть решен только на основе одного: мы должны заставить юристов говорить на одном языке, и этим языком должно быть римское право. Мы должны сегодня модифицировать его, но ни в коем случае не повести все в другую сферу», — генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) Элина Сидоренко.
Рост интереса юристов к цифровизации
«Идет автоматизация процессов. Автоматизация процессов как государственных, так и непосредственно процессов, которые происходят внутри компаний», — председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики Ассоциации юристов России, сооснователь Moscow Digital School Александр Журавлев.
«Пока коллеги по всему миру дискутируют о дефиниции “цифровой юрист”, что это такое, кто это такие, кто-то их использует. Мы уже нехватку этих юристов заметили у себя, пока определяли дефиницию», — главный редактор Международного научно-практического журнала «Цифровое право», начальник отдела диссертационных советов Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) Максим Иноземцев.
ПРОБЛЕМЫ
Неготовность к цифровизации права
«Сегодня многие юристы традиционные не готовы даже к элементарному: к признанию отсутствия либо наличия того или иного юридического факта в цифровой сфере, который вынужден менять правоотношения», — генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) Элина Сидоренко.
«Пока, как мне кажется, не произошло концептуального осознания того, что есть цифровое содержание права», — декан высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Олег Зайцев.
Отсутствие единого подхода к подготовке специалистов в области цифрового права
«Мы пока не договорились относительно основных фундаментальных категорий, которые как раз-таки должны сегодня предложить нам юристы. Это либо сохранение старого права, адаптивность его к современным технологиям, и тогда мы можем, условно, обучить традиционных юристов, поломав их в необходимой сфере, в лучшем смысле этого слова, либо мы должны готовить принципиально новую категорию юристов, которые вынуждены и должны будут обслуживать цифровую экономику», — генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) Элина Сидоренко.
«У нас еще нет такого глобального фундаментального подхода. Мы преподаем право, имя которому до сих пор мы не можем подобрать. У нас есть две школы и два разных имени у этой программы: кто-то предлагает информационное право, кто-то — цифровое, кто-то — право цифровых технологий, кто-то — основы цифровой экономики и так далее. Это огромное количество самых различных вариаций курсов», — вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Елена Авакян.
РЕШЕНИЯ
Необходимо объединить усилия государства, вузов и бизнеса в подготовке юристов
«Государство должно этим заняться. Спросить бизнес, какие нужны сейчас новые компетенции, и подготовить тех специалистов, которые в быстро меняющемся мире будут помогать предпринимателям. <…> Мы объединили всех тех, кто работает в области цифрового права, технологического предпринимательства, те вузы в Сколково и в РАНХиГСе, кто занимается серьезно этой тематикой, и взяли крупные компании IT и предпринимателей, которые сейчас берут большие гранты на импортозамещение, они смогут рассказать, какие кадры им сейчас необходимы. И, естественно, это касается и трека цифровых юристов. <…> Надо на практике посмотреть, какие шаги нужно сейчас сделать. Возможно, стоит с Москвы начать. Давайте пилот этот сделаем в столице, апробируем программы поддержки», — уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.
«Важно создать культуру беспрерывного обучения судей, работников прокуратуры и других лиц, которые занимаются правоприменением. Потому что если этого не сделать, то того результата, которого мы ждем от закона… не будет», — председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики Ассоциации юристов России, сооснователь Moscow Digital School Александр Журавлев.
«Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org» |