30.06.22 14:10:00
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Налоговый мониторинг показал свою эффективность, количество его участников неуклонно растет
«В 2022 году у нас 339 компаний в налоговом мониторинге. <…> Мы, в принципе, росли достаточно большими темпами — в последние два года, годы пандемии, мы более двухсот участников налогового мониторинга получили. О чем говорит эта цифра? Наверное, о том, что… налоговый мониторинг без камеральных, без выездных проверок — более стабильная форма налогового контроля, для плательщиков более удобная, которая уже инкорпорировала и принципы удаленного взаимодействия, и онлайн-контроля. <…> Мы ожидаем большой рост участников и в этом году», — начальник управления налогового мониторинга Федеральной налоговой службы (ФНС России) Марина Крашенинникова.
«На самом деле это абсолютно безальтернативная вещь, и этим надо заниматься. <…> У нас опыт налогового мониторинга с 2019 года… сейчас у нас порядка 36 организаций уже в мониторинге, а к 2025 году общее количество организаций, которые перейдут на эту форму налогового контроля, превысит 100, свыше 130 организаций у нас будут в налоговом мониторинге, это свыше 70% всех налогов, которые выплачивает на сегодняшний день консолидированная группа налогоплательщиков», — начальник департамента 822 ПАО «Газпром» Карен Оганян.
«В рамках этих отношений с налоговым органом мы максимально достигли доверия друг к другу. И в этой части сейчас эффективность заключается в том, что мы в любой момент можем прийти в налоговый орган в рабочем порядке, задать какой-то вопрос, получить ответ. <…> Это определенное комфортное поле, в котором мы можем принимать решения и понимать, что налоговый орган осведомлен о том или ином нашем вопросе, и, соответственно, прогнозировать дальнейшие действия», — руководитель департамента налогового права ПАО «Интер РАО» Ольга Емельянова.
Участие в налоговом мониторинге стимулирует развитие компаний-налогоплательщиков
«То, к чему мы стремимся и развиваем это направление, — это получение единого информационного пространства и работа со статистическими налоговыми данными. <…> Мы создали наш отечественный продукт — “Витрина данных” — это полностью импортозамещенный российский продукт, который мы с коллегами… успешно реализуем. Мы шли на определенный риск, потому что понимали, что это будет продукт, который разрабатывается с нуля, но он себя оправдал, сегодня компании работают на этой информационно-управляющей системе, и нареканий, по крайней мере, со стороны Федеральной налоговой службы, нет», — начальник департамента 822 ПАО «Газпром» Карен Оганян.
«Любые изменения, в том числе регуляторные, нужно рассматривать с точки зрения возможностей развития — с точки зрения своего развития и развития процессов ведения налогового учета, формирования налоговой отчетности, внутреннего контроля и в целом всего развития налоговой функции. Поэтому когда у компании формируется отношение к налоговому мониторингу как к возможности развития — это самый подготовительный главный этап, когда можно идти и присоединяться к налоговому мониторингу. Если даже заставить себя посмотреть под другим углом и такую возможность не увидеть, мое субъективное мнение, что в налоговый мониторинг пока идти не стоит», — начальник управления координации и развития налоговой функции Сбербанка Антон Радаев.
ПРОБЛЕМЫ
Налогоплательщики не всегда успевают за изменениями в требованиях ФНС, что ведет к дополнительным издержкам
«Мы наблюдаем определенное усложнение всех этих процессов. Федеральная налоговая служба как флагман в сфере цифровизации — они самые передовые технологии оседлали, и мы за ними пытаемся успеть. Это сложно, это затратно, но мы пытаемся соответствовать тем высоким требованиям, которые ФНС предъявляет. Надеюсь, что период такого роста стабилизируется, и мы будем уже более планомерно реализовывать все эти требования», — начальник департамента 822 ПАО «Газпром» Карен Оганян.
«Изменения мотивируют компании менять внутренние процессы, адаптировать системы, дорабатывать… Было бы комфортнее, если бы мы имели более детализированный план развития, чтобы компании могли на своем уровне планировать и адаптировать — и трудовые ресурсы, и финансовые, проходить внутренние согласования… Более детальный план позволил бы нам планировать свою загрузку, получать финансирование и вовремя выполнять требования налогового органа… Мы не хотим строить промежуточные решения, хотим делать сразу красивый готовый продукт», — начальник управления налогового администрирования налогового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель» Анна Гончарова.
Институт мотивированных мнений востребован налогоплательщиками, но должен применяться точечно
«Мотивированное мнение — инструмент, доступный только в рамках налогового мониторинга. <…> Это точечный инструмент, который надо применять очень аккуратно. <…> Мы ежегодно тщательно следим за статистикой… и больше 70% — это запросы мотивированного мнения, то есть те, которые мы составляем по инициативе налогоплательщиков», — начальник управления налогового мониторинга Федеральной налоговой службы (ФНС России) Марина Крашенинникова.
«Мы неоднократно обращались к налоговому органу с запросом по созданию единой базы по уже выставленным налоговым мотивированным мнениям. Я считаю, что это необходимый и очень важный момент, некое информационное поле для всех налогоплательщиков, которые находятся в налоговом мониторинге. Нам крайне необходимо владеть этой информацией — что же у других крупных налогоплательщиков происходит в этой части. Да, безусловно, там стоит вопрос конфиденциальности значительной части этой информации, но хотя бы какие-то правовые вещи, на которых останавливается бизнес, должны, наверное, до нас доноситься», — руководитель департамента налогового права ПАО «Интер РАО» Ольга Емельянова.
РЕШЕНИЯ
Автоматизация процессов налогового мониторинга должна привести к повышению качества данных и упрощению налоговой отчетности
«По большому счету, требования, которые сформулированы — это вершина айсберга всей системы внутреннего контроля. <…> Внизу этот айсберг огромен, и он нацелен на то, чтобы была уверенность в качестве данных и в тех процессах, в которых эти данные формируются. Автоматизация должна быть направлена на то, чтобы обеспечить уверенность в качестве данных и в самом процессе», — директор B2G платформенных сервисов «VK цифровые технологии» Андрей Черненко.
«В условиях, когда наше налоговое законодательство меняется минимум два раза в год, невозможно, на мой взгляд, детально делать такие алгоритмы, чтобы потом их постоянно изменять, а тем более оцифровывать и автоматизировать. <…> Здесь может быть вопрос либо цифровой детализации, либо вопрос налогового реформирования, упрощения в принципе налоговой системы», — руководитель департамента налогового права ПАО «Интер РАО» Ольга Емельянова.
«Я надеюсь, что налоговый мониторинг выполнит одну из своих основных функций — снижение административной нагрузки. И если действительно в рамках налогового мониторинга наши бухгалтерские службы, финансовые службы почувствуют этот эффект, что реально мы уходим от этих тонн бумажных документов и, автоматизируя процессы, экономим время… это будет тот эффект, который мы ждем от налогового мониторинга», — начальник департамента 822 ПАО «Газпром» Карен Оганян.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org |