30.06.22 14:14:00
Логика и стратегия законотворчества
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Набор нормативных актов регулярно меняется
«Постоянно меняется набор всех тех нормативных актов, которые определяют жизнь в нашей стране. Он действительно меняется ежедневно. Но, конечно, есть такие пики. Это конец месяца, конец квартала, полугодия. Или сейчас появились два таких могучих пика, которые определяет принятие этих актов, — это 1 сентября и 1 марта в связи с принятием закона о контрольно-надзорной деятельности», — статс-секретарь, заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей Логинов.
Современные технологии не заменят работу человека
«Юридическая экспертиза — искусство, которое невозможно будет подвергнуть цифровой трансформации. Мое глубокое убеждение, что только человек, его профессиональные знания, его интеллект смогут справиться с этой работой», — заместитель руководителя аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, начальник правового управления Екатерина Егорова.
«Никакой компьютер в законотворческом процессе не может заменить [человека. — Ред.]. Тут дело не в том, чтобы написать проект нормативно-правового акта. Нужно согласовать и с контрольно-надзорными органами, и с твоими коллегами правового управления, аппарата законодательного собрания. <…> Компьютер никогда не будет эти процедуры выполнять», — заместитель руководителя администрации, начальник государственно-правового управления Правительства Ульяновской области Алексей Преображенский.
ПРОБЛЕМЫ
Недостаток кадрового обеспечения
«Это действительно очень специфическая юридическая профессия — писать нормативные правовые акты. Нигде специалистов по данной профессии не готовят. Защищаются кандидатские, докторские диссертации, книги издают. Но в то же время все эти книги, диссертации содержат выдержки или анализ актов, над которыми мы все работаем, регламентов Государственной Думы, аппаратов, Правительства, министерские регламенты», — статс-секретарь, заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей Логинов.
«Людей, которые проводят правовую экспертизу нормативно-правовых актов (не только законов, но и всех подзаконных), антикоррупционную экспертизу, лингво-стилистическую <…> очень трудно найти. Это действительно штучный товар», — заместитель руководителя администрации, начальник государственно-правового управления правительства Ульяновской области Алексей Преображенский.
Большая часть законодательных инициатив вносится на рассмотрение с целью пиара
«У нас значительная часть законодательных инициатив (во всяком случае те, которые внесены, не приняты в Государственную Думу) — это инициативы на злобу дня. Где-то что-то произошло, у нас одна, две, три, а то и больше законодательных инициатив вносится. Где-то авария, громкое происшествие и так далее. Таких законодательных инициатив огромное количество. <…> У нас получается так, что коллеги из разных фракций наперегонки вносят законодательные инициативы, стараясь застолбить ту или иную тему, даже без должной проработки самого текста. <…> Я не могу сказать, хорошо это или плохо. <…> В данном случае конечный результат где-то на втором плане, гораздо важнее — заявить о проблеме, пообсуждать, поспорить, позадавать вопросы и вынести это в публичную плоскость», — депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Дмитрий Вяткин.
Законотворческий процесс не заканчивается подписанием федерального закона
«Процесс от законодательной инициативы, вернее, от появления самой проблемы — он не заканчивается подписанием федерального закона. Конечно, это и работа с подзаконными актами, и правоприменение, и, возможно, работа над ошибками, и возвращение к тексту того закона, который был принят. Иногда мы сталкиваемся с проблемами, когда не удается прийти к общему решению на уровне федерального закона», — директор департамента сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Правительства Российской Федерации Павел Степанов.
РЕШЕНИЯ
Необходимо развивать законодательство о прокуратуре
«Полагаю, что дальнейшее развитие законодательства о прокуратуре следовало бы направить прежде всего не на обеспечение прав личности, а на укрепление государства. Чтобы сильное государство могло бы обеспечить права и интересы гражданина», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков.
Принятие подзаконных актов в момент вступления положений федерального закона
«Взаимоотношения между законотворческими и подзаконными актами, <…> чтобы <…> обеспечить принятие подзаконных актов в момент вступления положений федерального закона. Это крайне важно. Разрыв между вступлениями в силу соответствующих положений не обеспечен подзаконными актами. <…> В целом весь набор соответствующих положений должен быть в эту дату (а дата определена законом) обеспечен», — директор департамента сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Правительства Российской Федерации Павел Степанов.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org
|