30.06.22 21:20:00
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Финансирование разбирательств третьими лицами — перспективная практика
«Корпоративные юристы сейчас, зная об этом механизме [финансирования третьими лицами, ФТЛ. — Ред.], все чаще и чаще приводят клиентов там, где есть действительно потенциальные споры, но нет возможности финансировать длительные процессы и дорогих юристов. Они действительно обращаются за этим. <…> Спрос на финансирование растет», — адвокат, основатель первого в России сервиса по финансированию судебных процессов PLATFORMA Ирина Цветкова.
«В последнее время мы также встречаемся с запросами крупных российских компаний, которые не желают нести финансовые риски по финансированию этого процесса самостоятельно, а хотят разделить эти риски с некой финансирующей организацией, поэтому крупные компании также желают привлечь такое финансирование. <…> В нашей практике как минимум фандеры [funder, инвесторы. — Ред.] готовы идти на финансирование проекта, если его прибыль составит где-то в 3, в 4 раза выше, чем те денежные средства, которые вложены в проект», — партнер адвокатского бюро «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и партнеры» Дмитрий Кайсин.
«Мне кажется, перспективы финансирования третьими лицами в международном арбитраже большие. <…> Все-таки это полезная штука, но понятно, что везде есть риски, особенно когда новые, так скажем, правовые продукты внедряются. Наводит на мысли сказанное сегодня, арбитраж все-таки это искусство, а, как мы знаем, искусство настоящее не может развиваться без финансирования», — профессор кафедры международного частного права ФГБНУ «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации», заместитель председателя Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) Михаил Савранский.
«Опыт Гонконгского международного арбитражного центра активно нарастает, и у нас все больше случаев ФТЛ. Всего 2,5 года назад в полной мере было разрешено ФТЛ, и нам кажется, что развитие этого института проходит достаточно активными темпами. <…> Это очень перспективная отрасль для всех нас», — заместитель генерального секретаря Гонконгского международного арбитражного центра (HKIAC) Эрик Нг.
ПРОБЛЕМЫ
Западные санкции оказывают влияние на финансирование судебных и арбитражных разбирательств
«В связи с введенными санкциями мы наблюдаем, что иностранные юридические компании отказываются от работы с российскими клиентами. Мы видим безапелляционные аресты активов наших граждан за рубежом, трудности или невозможность даже поиска активов. В связи с этим [есть. — Ред.] отказы иностранных фандеров от финансирования дел с участием русских. Проблемы с платежами… также имеют место», — адвокат, основатель первого в России сервиса по финансированию судебных процессов PLATFORMA Ирина Цветкова.
«После событий 24 февраля мы получили финансирование на один арбитраж London Court of International Arbitration [LCIA, Лондонский международный третейский суд. — Ред.], несколько проектов было поставлено на паузу, один проект прекратился в связи с этими событиями. Мы видим сложности, которые происходят на рынке, в том числе… по платежам, сложности с привлечением субподрядчиков. <…> Подчас если мы представляем подсанкционную компанию, то нам необходима лицензия, а это тормозит движение процесса, вызывает негодование у другой стороны, порой у арбитров», — партнер адвокатского бюро «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и партнеры» Дмитрий Кайсин.
РЕШЕНИЯ
Финансирование разбирательств третьими лицами в судах нуждается в законодательном регулировании
«Спрос на финансирование растет, в свете чего мы начали прорабатывать уже несколько лет как законопроект о судебном финансировании. <…> Сейчас в общем и деловое, и судейское, и профессиональное сообщество поддерживает эту идею», — адвокат, основатель первого в России сервиса по финансированию судебных процессов PLATFORMA Ирина Цветкова.
«Считаю, что три вопроса могут быть урегулированы или должны быть даже урегулированы в законодательстве путем внесения, например, изменения в Гражданский кодекс, в Закон [Российской Федерации. — Ред.] “О международном коммерческом арбитраже”. В первую очередь, это, конечно, обязанность стороны раскрыть факт привлечения финансирования и информацию о бенефициаре, с тем чтобы исключить потенциальный конфликт интересов», — партнер адвокатского бюро «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и партнеры» Дмитрий Кайсин.
«К вопросу о том, нужно ли дополнительное законодательное регулирование. Я согласен с коллегами, что однозначно нужно. Возможно, не нужно там какой-то чрезмерной детализации… но именно базовые [принципы. — Ред.] обязательно необходимо закреплять на законодательном уровне… дополнительно закреплять права для владельцев требований. А что касается уровня регулирования, мне кажется, основополагающим должен быть все-таки законодательный акт», — директор по правовому сопровождению административно-хозяйственной деятельности и судебной работы АО «Российский экспортный центр» Сергей Селиверстов.
«Особое значение имеет фиксация условий договоренности на уровне конкретных сделок, контрактов, поэтому правильно прозвучали мысли о том, что надо основные моменты записать в законе. Надо бы включить в [федеральный. — Ред.] Закон “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” соответствующие положения, и предложение уже у Минюста, сейчас оно обсуждается», — профессор кафедры международного частного права ФГБО УВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации», заместитель председателя Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации Иван Зыкин.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org |