04.10.22
Малый бизнес в России имеет большой запас прочности. Об этом рассказал заместитель председателя правления банка Уралсиб Евгений Абузов на встрече с представителями СМИ, прошедшей в Санкт-Петербурге. Главной темой стало взаимодействие банка с данным сектором экономики. Оказалось, что представители МСП, в целом, перенесли потрясения 2022 года достаточно устойчиво. При этом бизнес-ландшафт менялся (и продолжает меняться) быстро. Банк работает вместе со своими клиентами, предлагая им новые продукты, работу в новых валютах, оперативно корректируя условия кредитования, подсказывая на какую государственную поддержку можно рассчитывать.
Встреча с представителями СМИ состоялась в формате бизнес-ланча, причем онлайн формат позволил коллегам, которые не смогли присутствовать лично, общаться со спикером дистанционно. Предлагаем вашему вниманию ключевые тезисы, высказанные на встрече.
Основные тренды и точки роста
Евгений Абузов назвал наиболее востребованные в текущем году банковские продукты и услуги. Здесь есть несколько заметных трендов. Первый из них – вырос интерес к услуге эквайринга, особенно после того, как ЦБ РФ весной ввел ограничения по комиссии для этой услуги. В «Уралсибе» увидели значительный рост спроса на эту услугу по сниженным тарифам и даже запустили отдельную программу по эквайрингу со сниженной ставкой.
Очень востребованы были продукты и услуги для ведения внешнеэкономической деятельности. Поскольку многие банки имели ограничения по работе с ВЭД, Уралсиб стал одним из приобретателей клиентов, которым требовалось оплатить товары или услуги из-за рубежа, либо выполнить платежи по валютным контрактам. Количество таких клиентов достаточно быстро выросло в 3-4 раза. И, по словам топ-менеджера, уже в следующем году, после того как настроятся новые логистические цепочки, Банк Уралсиб ожидает роста клиентских операций по этому направлению.
Еще один значимый тренд – рост доли оборотов и платежей в юанях, постепенно вытесняющих из расчетов доминировавшие ранее доллар и евро. Этот процесс будет развиваться и дальше, а поэтому банк «Уралсиб» планирует запустить ряд продуктов для участников ВЭД в юанях, рассказал Евгений Абузов: «Мы сейчас активно смотрим на возможности открытия счетов для клиентов в других валютах, ищем банки за рубежом, с которыми мы могли бы сотрудничать».
Главный редактор портала «ТТ Финанс» Татьяна Триндюк задала вопрос о потребностях МСБ в кредитах на еще недавно экзотических для нашего рынка валютах – ощущается ли он? Да, такой интерес есть – подтвердил банкир. «Уралсиб», например, уже готов выдавать участникам ВЭД и кредиты в китайской валюте. «Сейчас у нас остатки довольно значимы, мы их размещаем в облигации в юанях ведущих российских игроков, но параллельно с этим ищем корпоративных клиентов, которым необходимо финансирование в этой валюте. Например, у логистов сейчас есть такая потребность, так как при доставке товаров из Китая им нужно проводить платежи в пользу Китайской железной дороги в юанях», – отметил топ-менеджер.
Говоря об интересных для банка нишах, г-н Абузов упомянул о маркетплейсах, на которых продает свои товары огромное количество предпринимателей. По оценкам банка, этот сегмент сегодня насчитывает от 800 тысяч до 1 миллиона компаний, ИП, самозанятых. Потребности у них самые разные: финансирование оборотных средств, бизнес-карты, валютное обслуживание для закупок продукции за рубежом и т.д. И еще у них есть потребность работать через несколько каналов продаж - не только через крупнейшие маркетплейсы, но и, например, через социальные сети. С этой точки зрения банк может предоставить удобный платежный сервис, интернет-эквайринг, оплату с помощью QR-кодов, по системе быстрых платежей. «Мы считаем, что банк может быть большим интегратором по закрытию этих потребностей, чем могут предложить финансовые сервисы маркетплейсов. Это одна из тех ниш, в которой мы хотели бы увеличить свое присутствие», – отмечает топ-менеджер.
Кредитование стало более аккуратным
Евгений Абузов рассказал, что «Уралсиб» поддерживает текущий портфель кредитов малому и среднему бизнесу примерно на уровнях прошлого года. Первоначальные планы на 2022 год по наращиванию портфеля были более амбициозны, но потом банк их скорректировал. «Начиная с февраля-марта мы несколько притормозили наше кредитование, оно стало более аккуратным. Мы внимательно смотрим на обороты компании, на итоги деятельности за период, прошедший с начала года, и принимаем решение», – говорит банкир – Понятно, что наиболее рискованные, беззалоговые кредиты сейчас мы перестали выдавать в большом объеме, однако в части продуктов, которые выдаются под залог имущества, оборудования – значимых ограничений мы не вводили. Мы понимаем, что люди, которые закладывают свое имущество под финансирование – уже сами дополнительно тщательно проанализировали риски своего бизнеса. Поэтому, например, в августе мы запустили скоринговый продукт, который позволяет предпринимателю под залог имущества за несколько дней получить до 10 млн рублей.
Рассказал Евгений Абузов и о важности программ поддержки малого и среднего бизнеса от Корпорации МСП. «По этим программам мы полностью использовали выделенный нам лимит, который позволял выдавать кредиты по более низким ставкам (11-15%) даже в тот период, когда рыночные ставки были под 20% и более, что безусловно оказывало поддержку предпринимателям», - говорит г-н Абузов. Помогают бизнесу и льготные программы для отдельных отраслей (IT-сфера, сельхозпроизводители), которые помогут привлечь финансирование под совсем небольшой процент, который в разы ниже рыночного.
В целом же малый бизнес достаточно неплохо адаптировался к текущей ситуации. Очевидным бенефициаром текущей экономической ситуации, по мнению Евгения Абузова стала отрасль внутреннего туризма. А в остальном, в каждой отрасли есть свои бенефициары. Ранее это были компании, которые больше ориентировались на производство внутри России. Сейчас, благодаря низким курсам валют, импортеры, которые смогли наладить логистические цепочки, тоже смогли стать бенефициарами в своих отраслях.
Цифровизация и специализация
В последние годы ключевым трендом на банковском рынке стала цифровизация услуг и процессов. Уралсиб - один из активных участников этой трансформация, и ключевой для банка является цель – со следующего года полностью перевести в онлайн-формат продукты и услуги для бизнеса, что позволит организации обслуживать клиентов во всех российских регионах в формате необанка.
«Мы планируем развиваться в городах, в которых у нас нет присутствия. В следующем году мы хотим выйти на полноценное обслуживание в любой точке страны, пилотный проект в этом направлении уже запущен. Для этого мы активно меняем наш цифровой банк и продукты, которые частично требовали взаимодействия с клиентским менеджментом или похода в отделение. Ряд продуктов уже работает по этой модели – например, мы выдаем клиентам банковские гарантии за считанные часы, не видя этих клиентов, и речь идет о 3-5 млрд рублей ежемесячно. Переход в цифровой формат даст возможность работать с клиентами в немного других сегментах бизнеса и локациях, в которых раньше это было невозможно», – рассказал Евгений Абузов.
Но полностью уходить в онлайн Уралсиб не планирует, понимая важность и ценность непосредственного общения. Одновременно с цифровой трансформацией Уралсиб развивает и офлайновую сеть специализированных офисов развития малого и среднего бизнеса. «Мы не хотим становиться исключительно онлайн-банком, нам нужны места, где люди могут в личном контакте общаться с менеджером банка», – говорит Евгений Абузов. – Всего начиная с 2021 года открыто 16 центров в крупных городах присутствия по всей России, и мы хотим увеличить их количество до 20. У нашего клиента должна быть возможность получать качественный сервис как онлайн, так и офлайн», – резюмировал зампред правления Уралсиба.
Алексей МИРОНОВ |