«Потолок» цен для российской нефти изначально задумывался, чтобы лишить Россию дополнительных доходов от её экспорта, но при этом не снизить физические объёмы её продажи. Поэтому сам «потолок» задумывался хотя и ниже рыночной цены (сейчас 94 дол/барр.), но достаточно высокий – примерно 60 дол/барр., чтобы обеспечить минимальную рентабельность продаж. И если бы идея сработала, то есть все потребители присоединились к такому соглашению, а Россия продолжала бы продавать нефть по указанным ценам, то в целом в мире они бы снизились. Но Москва сказала, что не станет продавать тем, кто введёт «потолок». К пакту практически никто не присоединился, кроме организаторов – стран G7 и Австралии. Тогда последствия могли бы стать прямо противоположными задуманным. Уход большой части предложения с рынка поднял бы мировые цены. По разным оценкам, до 120-140 дол/барр. В этом случае и самим США, и ЕС пришлось бы покупать по неадекватно завышенной цене. Это привело бы к усилению инфляции, удару по экономическому росту, производству, доходам населения и бизнеса, к негативу на выборах.
По информации Bloomberg, США и Евросоюз, скорее всего, установят «более свободно управляемый» потолок стоимости российской нефти. Практически это означает завуалированную форму отказа от идеи «потолка». Формально он будет, вероятно, установлен, чтобы «сохранить лицо» организаторам, но на более высоком уровне. И фактического контроля за его выполнением не будет. Реально он не станет соблюдаться. Сами страны-инициаторы в принципе перестанут покупать нефть с доставкой морем из России. Другие страны по-прежнему продолжат приобретать нефть по рыночным ценам.
Ранее провалилась попытка введения газового полка цен. Теперь не могут согласовать нефтяной. Это говорит о том, что мера по ограничению экспортных цен на какую-либо продукцию из России не является эффективной и продуктивной санкцией. Невозможно соблюдать любые административные, искусственные ограничения цен востребованной продукции в рыночной конкурентной сфере с большим числом независимых покупателей. Тем более для товаров от поставщика, занимающего значительную долю рынка.
|