23.09.09 00:00:00
В Санкт-Петербурге в рамках круглого стола «Ситуация на рынке автомобильных перевозок: что дальше?» состоялось выступление Анастасии Лукьяновой, заместителя директора Центр страхования транспортных рисков РОСНО. Данное мероприятие стало первым из цикла тематических встреч представителей бизнеса, науки и СМИ, реализацию которого взяли на себя отраслевой журнал «Контейнерный бизнес» и кафедра логистики и организации перевозок Государственного Инженерно-Экономического университета (ИНЖЕКОН). В мероприятии приняло участие 15 компаний: транспортные операторы, экспедиторы, представители научного сообщества, страховые и информационные партнеры, а также средства массовой информации. В их число вошли ведущие игроки отрасли, в том числе: Трансэк , Новатех, ГСК УМИАТ, ТранКо, АТ-Регион, Еврологистика, ISC Service, Матрален, Порт Транс, Миларин С-Логик и другие. Состоявшаяся между участниками дискуссия касалась проблем, связанных с текущим состоянием рынка грузоперевозок, с наиболее результативными методами его развития и способами минимизации издержек. Большинство представителей транспортных компаний констатировали существенный спад и возможность будущей стагнации рынка в целом. Данное положение дел связано не только с финансовым кризисом, но и с последствиями отмены лицензии на совершение транспортных операций. По мнению экспертов, на рынке грузоперевозок около 80% так называемых «серых» организаций, которые осуществляют деятельность не только без надлежащих документов, но и на транспорте, который во многом технически устарел, с водителями, не прошедшими должного уровня подготовки. Следствием этого становятся частые случаи нанесения серьезного урона перевозимым грузам и значительного загрязнения окружающей среды. Снижая таким образом планку собственных расходов, нелегальные перевозчики уменьшают и ставки, что на сегодняшний день привело к серьезной деформации рынка. По мнению представителей транспортных компаний, на сегодняшний день тарифы ниже ставки, которую можно было бы признать рыночной, на 15% В число инструментов, которыми можно было бы исправить сложное положение в отрасли, участники круглого стола назвали: правое регулирование (введение лицензии), использование инновационных технологий (новые логистические схемы, информационное обслуживание и другое) и страхование, как грузовладельцев, так и грузоперевозчиков. По оценкам специалистов РОСНО рынок страхования грузов Северо-Западного федерального округа до середины 2008 года оценивался в 400-500 млн. рублей в год. Темп роста до кризиса составлял около 15% в год. Динамика рынка может вернуться на прежний уровень в случае, если грузопоток увеличится, как минимум, до показателей 2007 года. Однако в отличие от других сфер, рынок страхования грузоперевозок не достигнет минусового значения, поскольку ввоз и потребление импортных товаров различных категорий по-прежнему остается актуальным направлением для российской экономики. Говоря об особенностях работы страховщиков в этом сегменте, Анастасия Лукьянова, заместитель директора Центра страхования транспортных рисков РОСНО отметила: «Один из факторов, который сдерживает развитие рынка страхование грузов – это состояние риск-менеджмента в российских компаниях. К сожалению, риск-менеджмент находится в зачаточном состоянии. 90% компаний не обладает ресурсной базой в этой области, которая позволила бы сделать деятельность организации максимально прибыльной. На сегодняшний день действует четыре основных формы защиты от возможных, «непредвиденных» финансовых потерь при повреждении груза или его полной гибели: создание собственных резервных фондов; юридическое сужение зоны ответственности или полное освобождение от определенных обязательств; сотрудничество только с ведущими игроками рынка, которые, как правило, вовремя проводят техосмотр машин, медосмотр водителей, грамотно проводят обучение персонала, снижая риск возможной аварии на дороге или мошенничества; страхование. Безусловно, использование только одного инструмента не позволяет полностью избежать незапланированных расходов при неблагоприятных событиях. Однако, страхование позволяет их минимизировать, поскольку все выплаты берет на себя страховщик. Полис стоимостью пять тысяч рублей может покрыть расходы в миллион рублей, а относить подобные суммы на собственный баланс может позволить себе далеко не каждая компания. Договор страхования необходим, прежде всего, грузоперевозчику: на практике примерно в половине случаев ответственным за повреждение или утрату груза является именно оператор, поэтому грузовладелец зачастую пренебрегает заключением договора страхования грузов, полагаясь на 100-процентное возмещение убытков со стороны транспортной компании. Кроме того, важно помнить, что даже если грузовладелец заключил договор страхование, то компания, которая произвела выплату, имеет право на основании действующего законодательства, взыскать выплаченную сумму с лица, ответственного за повреждение или гибель груза. Поэтому, особенно, в условиях финансового кризиса крайне важно помнить об инструментах, которые снижают издержки. Если говорить о РОСНО, то, идя навстречу своим партнерам, Центр страхования транспортных рисков разработал ряд продуктов, которые позволяют транспортным компаниям экономить до 70% страховой премии и пережить рецессию, не неся затрат больше запланированных». Для справки: ОАО СК «РОСНО» ОАО СК «РОСНО» создано в 1991 г . Контрольным пакетом акций РОСНО владеет ведущий международный страховщик Allianz SE (99,4%). В распоряжении клиентов компании более 130 видов добровольного и обязательного страхования. РОСНО имеет дочерние компании в России (ПК «РОСНО-Центр», СК «РОСНО-МС», УК «Альянс РОСНО Управление активами», СЗАО «Медэкспресс») и в Украине (СК «Allianz Украина»). Уставный капитал РОСНО — 1 281 200 тыс. руб. Региональная сеть насчитывает 100 филиалов во всех регионах России, объединенных в 7 территориальных дирекций, и 300 агентств. Страховые полисы и договоры с группой компаний ГК РОСНО имеют более 17 млн. человек и свыше 50 тыс. предприятий и организаций. ЦЕНТР СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РИСКОВ ОАО СК «РОСНО» В клиентском портфеле Центра страхования транспортных рисков – более чем 600 российских и зарубежных организаций: грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов. Центр осуществляет страхование грузов для внутренних и международных перевозок в любую точку земного шара (кроме «горячих точек») любым видом транспорта, а также при перевозках на условиях аккредитива. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ДИРЕКЦИЯ ОАО CК «РОСНО» Создана в 2004 году, курирует деятельность филиалов: «Санкт-Петербург-РОСНО», «Архангельск-РОСНО», «Карелия-РОСНО», Калининградского, Мурманского, Новгородского, Вологодского, «Коми-РОСНО». Основные направления деятельности: ДМС, КАСКО, ОСАГО, страхование имущества и ответственности. Северо-Западная дирекция является членом Cанкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Возглавляет дирекцию А.Г.Рожнев. |