02.02.23 15:40:00
В течение 2022 года граждане России пожаловались в Банк России 368 тыс. раз. Причем каждая жалоба могла содержать несколько претензий, сообщает пресс-служба регулятора.
Банк России, разумеется, старается сократить количество жалоб, хотя это не всегда зависит от него. В частности, основной причиной жалоб регулятор называет антироссийские санкции, из-за которых банкам пришлось вводить ограничения.
27,6 тыс. жалоб относилось к кредитным организациям. Большинство обращений касалось валютных операций, реструктуризаций и кредитных каникул. Если бы такие темы не возникали, граждане обращались бы с жалобами реже.
Благодаря надзору регулятора за тем, навязывают ли банки платные услуги, количество жалоб по поводу потребительского и ипотечного кредитования сократилось.
Число жалоб на страховщиков выросло – на 30,2%, до 59,3 тыс. В основном они касались изменения коэффициента бонус-малус при расчете стоимости ОСАГО. Но их можно характеризовать, скорее, как вопросы.
В то же время по урегулированию убытков по ОСАГО сократилось – на 1,3%. Доступность ОСАГО поддержал запуск в апреле 2022 года перестраховочного пула, указано в сообщении.
Сократилось количество жалоб и на микрофинансовые организации – на 5,6%, поскольку стало меньше обращений по вопросам возврата просроченной задолженности. Однако стало больше жалоб на мошенничества. Так, на 38,6% выросло количество жалоб про оформление займов на чужое имя. «Для решения этой проблемы введен порядок проверки личности заемщика по определенным параметрам при выдаче онлайн-микрозаймов, а также разрабатывается механизм самозапрета на займы и кредиты», - отмечается в сообщении.
Весной в разы увеличилось количество жалоб на субъекты рынка ценных бумаг из-за вынужденного перевода брокерских и индивидуальных инвестиционных счетов от брокеров, оказавшихся под санкциями, другим участникам рынка, а также блокировки иностранных ценных бумаг. Уже принят закон о сохранении права на налоговый вычет у инвесторов, которые открыли новые индивидуальные инвестиционные счета с нарушением стандартного срока закрытия старых.
Основным источником жалоб на недобросовестные продажи (мисселинг), число которых выросло на 40%, стали ПИФы, продающие услуги доверительные управляющие и страховые компании, предлагающие клиентам полисы накопительного страхования жизни, которые были оформлены в предыдущие годы. Защитой для клиентов стало введенное Банком России правило информировать клиентов об особенностях и рисках инвестиционных продуктов, а также приостанавливать продажи и даже возвращать гражданам деньги. |