"Мы здесь, наверное, будем одной из первых стран. Но, с нашей точки зрения, это очень правильно, если мы говорим о клиенте, о банках и вообще о возможности мотивирования всех игроков на этом рынке", - сказала первый зампред ЦБ. Через полгода регулятор выступит с конкретными предложениями о том, как может выглядеть эта программа.
В январе глава "Национальной системы платёжных карт" Владимир Комлев сообщал, что в этом году может быть запущена еще одна платформа лояльности, которая будет единой для клиентов платежной системы "Мир" и СБП.
Председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов отмечает, что программа лояльности - важный компонент большинства платёжных продуктов, способствующий их распространению. "В этом смысле программа лояльности была бы весьма полезна для СПБ. При этом источником финансирования для таких программ являются комиссии, так что тут важно найти баланс между низкими комиссиями за платежи и эффективным поощрением", - подчеркнул он.
"Когда у клиента есть выбор - оплатить картой "Мир" с кэшбэком или СБП без бонусов, клиент не стимулируется к выбору СБП. Для карточных платежных систем программы лояльности делают банки, которые используют в этом получаемые комиссии интерчейнджа (комиссия, которую банки платят друг другу за совершение безналичных расчетов - "РГ"). В случае СБП ситуация переворачивается - здесь уже торговые предприятия получают выгоду от меньшей комиссии от оплаты платежей и должны финансировать клиентскую лояльность. Фактически мы сейчас наблюдаем конкуренцию двух продуктов мегарегулятора - карт "Мир" и СБП, что позволяет предположить сближение условий по этим продуктам", - сказал глава правления ассоциации "Финансовые инновации" Роман Прохоров.
Так, снижение интерчейнджа по картам "Мир" уже началось. Видимо, и программа лояльности будет объединенной, учитывающей интересы пользователей как карт "Мир", так и СБП, и позволяющей развиваться обоим продуктам, полагает он.
Всего участниками системы на данный момент являются более 200 банков, в том числе 12 крупнейших. В ВТБ, второму по размеру активов банку в РФ, поддержали инициативу ЦБ и подготовили собственную позицию по созданию программы лояльности по СБП. "Создание единой платформы для держателей карт "Мир" и пользователей Системы быстрых платежей позволит существенно увеличить скорость развития рынка СБП-платежей в России. В итоге в 2023 году, по прогнозам ВТБ, он может кратно вырасти и составить до 10% от общего объема безналичных транзакций", - считают в кредитной организации.
Востребованность Системы быстрых платежей в России постоянно увеличивается за счет скорости проведения транзакции, а также простоты и удобства - можно проводить оплату без применения карты. Россияне используют платежи через СБП как альтернативу бесконтактным способам оплаты с помощью смартфона. По данным банка, с начала года этим сервисом воспользовались более 1,7 млн клиентов банка, оплативших товары и услуги на 8,5 млрд рублей. За год число пользователей выросло в 8 раз.
Внедрение программы лояльности для СБП может повысить темп роста интереса пользователей к этой платежной платформе. Сейчас владельцы банковских карт предпочитают по возможности пользоваться классическими инструментами безналичного расчета, которые позволяют получать кешбэк в рамках собственных программ лояльности банков и специальных условий для держателей карт "Мир".
"Прежде всего, новая платформа будет полезна небольшим торговым точкам, у которых меньше ресурсов для формирования собственной программы лояльности. Процент комиссионного вознаграждения по СБП-платежам со стороны магазинов сегодня существенно ниже, чем в рамках традиционного эквайринга - это помогает предпринимателям экономить", - считают в кредитной организации.
Российские банки постоянно тестируют различные платежные инструменты для удобства клиентов. Например, ряд крупнейших кредитных организаций, в частности, "Сбербанк", "Альфа-банк" и "Тинькофф", в январе пополнил свой арсенал платежных "примочек" так называемыми стикерами - наклейками на телефон, с помощью которых можно будет проводить бесконтактные платежи. Несмотря на то, что технология не нова - еще в 2013 году ряд банков запускал такой сервис для своих клиентов, но тогда он не получил такой востребованности. Сейчас он стал особо актуален на фоне санкционных ограничений, когда мобильные приложения российских банков удаляются из магазинов Apple и Google.
Система быстрых платежей была запущена в России в конце января 2019 года. С ее помощью граждане могут переводить друг другу деньги по номеру телефона, а также оплачивать товары и услуги, используя QR-код.
Источник - РГ